Среда, 23.08.2017, 05:18Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт преподавателя
Главная | Полезные ссылки |  Мой профиль | Выход
» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [22]

» Форма входа



             сайт Шакировой З.Ф.
            кнопка сайта:
     
Главная » Статьи » Мои статьи

Внеучебная деятельность как условие формирования социальной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья

Социальная активность личности учащегося с ограниченными возможностями – это интегральное общественное качество, включающее в себя наличие необходимых знаний и умений, проявляющихся в инициативной деятельности; совокупность социально значимых действий, направленных на интенсивное, осознанное взаимодействие  с социальной средой; ценностное понимание социальной действительности. Развитие и формирование этого качества происходит в многообразной общественно значимой деятельности, в результате которой обеспечивается глубокое и полное саморазвитие личности.

Организуя деятельность по формированию социальной активности студентов с ограниченными возможностями, следует уделить особое внимание факторам развития активности данной категории лиц.

Факторы развития личности в целом подразделяются на внутренние и внешние. Соответственно к внутренним источникам социальной активности студентов с ограниченными возможностями, которые также называют субъективно-личностными, можно отнести задатки, потребности, интересы, способности, мотивы, возможности конкретной личности и т.д. Кроме того, на социальную активность в той или иной мере могут оказывать влияние особенности темперамента, характера, негативный жизненный опыт, излишняя застенчивость, неуверенность, состояние здоровья и др.

Внешние факторы социальной активности – это социальные условия жизнедеятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Внешние факторы социальной активности наиболее полно представлены в классификации В.Ф. Бехтерева [1, с. 41]. Автор выделил следующие группы факторов:

-                   природные факторы;

-  факторы общесоциальной детерминации, макрофакторы (социально-политические, социально-экономические, социально-духовные обстоятельства общества и государства);

-                   промежуточные, мезофакторы (этнокультурные условия, региональные особенности, тип поселения);

-                   факторы конкретной социальной среды, микрофакторы (семья, институты воспитания, общество сверстников, коллектив).

Обобщенная модель социально-активной личности студента с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в среднем специальном профессиональном учебном заведении, может включать в себя следующие компоненты:

1.                Социальные знания, умения, способности: умения адаптироваться в социуме, наличие социальной инициативности, социальной исполнительности, высокий уровень развития социального интеллекта.

2.  Познавательная активность: образовательные показатели, научно-исследовательская деятельность, участие в студенческих конференциях, заинтересованность в продолжении образования.

3.                Профессиональная направленность: сформированность профессиональных ценностей, интересов, мотивов, отношение к профессии, владение профессиональными качествами.

4.                Высокая нравственная культура: отношение к общечеловеческим ценностям, гражданские качества, уровень нравственного поведения, ценностные ориентации личности.

5.                Личностная направленность на общественную работу: участие в общественной жизни коллектива, организаторские и коммуникативные качества, целеустремленность.

6.                Креативный менталитет: творческий потенциал личности, стремление к саморазвитию, самодеятельность, самостоятельность, готовность к нестандартным жизненным ситуациям, умение анализировать ситуацию и прогнозировать последствия.

В условиях среднего профессионального образования одним из путей формирования социальной активности личности студентов с ограниченными возможностями здоровья является создание системы внеучебной деятельности.

Следует отметить преимущества, которыми обладает специальное профессиональное учебное заведение для формирования социальной активности студентов с особыми образовательными потребностями:

-          целенаправленная учебно-воспитательная работа, создающая условия для систематического педагогического взаимодействия;

-                   большое количество практических занятий и практическая направленность учебного заведения в целом;

-                   институт кураторов, деятельность которых направлена на индивидуальное взаимодействие с данной категорией студентов и др.

В целом внеучебная деятельность студентов представляет собой одну из подсистем образовательного процесса педагогического колледжа. Содержание внеучебной деятельности составляет формирование трудовых навыков, социально-значимых отношений, норм, правил, идеалов, установок, мотивов, способов и правил общественно-ценного гуманистического отношения к людям, обществу, миру.

Внеучебная деятельность протекает во времени, свободном от занятий в колледже и подготовки самостоятельной работы к ним. В отличие от учебной внеучебная деятельность в силу своих сущностных особенностей не является обязательной и является формой проведения свободного времени учащихся по их интересам и желанию.

Степень участия преподавателей во внеучебной работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья может служить показателем полноты и ответственности в выполнении должностных обязанностей и в этом качестве оцениваться. В целом участие в организации внеучебной деятельности студентов должна рассматриваться как часть должностного функционала руководителей организации и как проявление нравственно-профессиональной позиции преподавателей колледжа.

Цель системы внеучебной деятельности колледжа заключается в  целенаправленном создании условий для социального становления и развития личности студента с ограниченными возможностями, соответствующей благоприятной атмосферы длясамостоятельной инновационной деятельности таких студентов в сфере свободного времени, превращающей их в субъектов собственной и общественной жизни.

Для достижения этой цели примерная программа внеучебной деятельности со студентами с ограниченными возможностями здоровья в рамках колледжа должна предусматривать решение таких взаимосвязанных задач, как:

-                   использование традиций и позитивного опыта, накопленного коллективом колледжа и вуза, для становления, функционирования и развития системы внеучебной деятельности в современных условиях, их сочетание с поиском новых форм и направлений;

-                   изучение (мониторинг) интересов, динамики ценностных ориентации данной категории студентов с целью планирования внеучебной деятельности;

-                   планирование внеучебной деятельности и ее совершенствование на всех уровнях (общеколледжном, внутри специальностей, групп, индивидуальном уровне);

-                   создание организационной структуры, координирующей внеучебную деятельность, определяющей ее направления, осуществляющей контроль и несущей ответственность за ее результаты;

-                   реализация в системе внеучебной деятельности возможностей студенческого самоуправления, включение в студенческое самоуправление учащихся с ограниченными возможностями;

-                   реализация целенаправленной кадровой политики, обеспечение профессионализма организаторов внеучебной деятельности преподавателей с студентами с ограниченными возможностями здоровья, поддержка студентов - общественников, штатных сотрудников - специалистов;

-                   разработка новых нормативных и рекомендательных документов (в том числе методического характера), обеспечивающих функционирование и развитие системы внеучебной деятельности с данной категорией лиц.

При реализации поставленных задач воспитания в среднем профессиональном учебном заведении становится необходимым условием всесторонность организуемой деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья, разнообразие  форм организации, их взаимосвязь и взаимодействие.

Наиболее общие характерные параметры формирования социальной активности студентов с ограниченными возможностями представлены в обобщенном виде в технологии воспитания субъектной социальной активности человека, разработанной Г.К. Селевко [4].

Философской основой формирования социальной активности студентов с ограниченными возможностями, а также их субъектных качеств личности выступает гуманистическая и диалектическая идеология.

В основе внеучебной работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья должны лежать следующие методологические подходы: личностно-ориентированный, гуманистический, деятельностный, социокультурный, творческий, коммуникативный подход.

Ведущими факторами развития данной категории студентов являются психогенные и социогенные.

Вид социально-педагогической деятельности: социализация студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Организационные формы: клубная, индивидуальная, различные виды деятельности.

Преобладающие средства: действенно-практические.

Подход к студентам с ограниченными возможностями здоровья и характер воспитательных взаимодействий с ними: личностно-ориентированный и самовоспитательный.

Преобладающие методы: свободного выбора, поисковые, развивающие методы.

Направление модернизации и отношение к традиционной воспитательной системе: на основе усиления социально-воспитательных функций.

 

Использованные источники

  1. Бехтерев В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания: Учебное пособие.– Красноярск: Краснояр. Гос. Ун-т., 1996. – 140с.
  2.  Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М.: Педагогика, 1988. – 144с.
  3. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320с.

Категория: Мои статьи | Добавил: elis-a (17.11.2011)
Просмотров: 1973 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Календарь

» Колонка новостей
   
[19.04.2015]
Московский международный салон образования ММСО 2015 (0)
[13.09.2012]
Турслет СПК (0)

» Архив записей

» Поиск

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    сайт Абрамовой Е.И.

    сайт СПКМГППУ


    Copyright Abramova E.I.© 2017