Вторник, 24.10.2017, 08:48Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт преподавателя
Главная | Полезные ссылки |  Мой профиль | Выход
» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [22]

» Форма входа



             сайт Шакировой З.Ф.
            кнопка сайта:
     
Главная » Статьи » Мои статьи

Технология формирования социальной активности студентов педагогического колледжа

Поиск оптимальных форм социального воспитания в условиях среднего профессионального образования требует по-новому взглянуть на задачи подготовки конкурентоспособного, ответственного, социально активного специалиста, с четко выраженной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию. Одним из условий формирования социально активной, деятельной личности будущего специалиста выступает технологизация этого процесса.

Реализация технологического подхода в формировании социальной активности студентов опирается на основные принципы технологизации воспитания:

создание общей для всех организационной формы воспитания (специально организованной внеучебной деятельности), направленной на формирование социальной активности студентов;

индивидуализация данной деятельности, доведение ее до каждого субъекта воспитательной системы колледжа.

Технологизация деятельности вызвана сложностью формируемого качества – социальной активности студентов и направлена на определение комплекса мер с целью повышения эффективности организуемой внеучебной деятельности. Анализ современных исследований в области технологий воспитания качеств личности (В.Н. Беспалько, И.Г. Зайнышев, Л.В. Мардахаев, Г.К. Селевко, П.И. Пидкасистый, А.А. Фролов и др.) позволил выделить их общие характеристики:

-   целесообразность (четкая формулировка ясных, конкретных, диагностируемых целей);

-   процессуальность (расчленение процесса, его последовательность, непрерывность, воспроизводимость всех процедур и действий);

-   постоянная обратная связь и управление процессом (обеспечение сохранности структуры, поддержания режима деятельности, реализация программы, целей деятельности);

-   гарантированный, устойчивый, положительный, длительный и диагностируемый результат.

Важными аспектами технологизации формирования социально активной личности в условиях педагогического колледжа выступают:

-   коллективный характер;

-   социально-педагогическая направленность на создание условий эффективной социализации – самостоятельного освоения студентами социального опыта, общественных и профессиональных норм и ценностей;

-   оптимизация процесса организации воспитательной работы в колледже путем программирования деятельности педагогов и студентов;

-   обеспечение единства жизненно-практических и педагогических явлений, общих и индивидуально-личностных задач социального воспитания;

-   индивидуальное мастерство педагогов, организующих внеучебную деятельность студентов, учет их профессиональных умений, направленных на формирование личности будущего специалиста в определенных социально-педагогических условиях.

Технология формирования социальной активности студентов относится к социально-педагогическим технологиям, т.е. способам создания условий для положительного саморазвития, социальной адаптации, социальной защиты человека путем воспитательного воздействия на его личность и поведение [3]. Поэтапное включение студентов во внеучебную деятельность осуществляется на основе учета целей среднего профессионального образования, воспитания и развития личности будущего специалиста, предполагает разработку и внедрение конкретной социально-педагогической технологии.

Технология формирования социальной активности студентов представляет собой оптимальную последовательность социально-педагогической деятельности, организуемой в рамках внеучебной работы со студентами, позволяющей получить оптимальный результат в виде сформированности на высоком уровне компонентов социальной активности личности, в соответствие с запрограммированными затратами времени и средств. Это система традиционных и инновационных воспитательных средств, направленных на поэтапное формирование социальной активности личности, способствующих более успешной социализации.

Технологизация процесса формирования социальной активности студентов представляет собой трехлетний цикл деятельности (таблица 1), в течение которого все участники успевают осознать целесообразность и значение организуемого процесса, апробировать его на опыте.

Этап целеполагания связан с общей целью воспитания в колледже и направлен на достижение прогнозируемого результата – формирование социальной активности студентов. На этом этапе происходит первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов внеучебной работы. Цель обуславливает выбор средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности студентов. На данном этапе также осуществляется исходная диагностика уровней сформированности социальной активности студентов, готовности педагогов к организации внеучебной деятельности, подбор соответствующих диагностических методов и процедур.

Планово-прогностический этап. Сущность планирования организуемого процесса заключается в определении структуры организуемого процесса, основных видов внеучебной деятельности и мероприятий, их содержания на конкретный период. Цель планирования – выработка единства действий с администрацией и педагогическим коллективом колледжа, с одной стороны, и с коллективом студентов, общественными структурами – с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, этапов деятельности.

Прогнозирование предполагает систематический анализ и предвидение тенденций формирования социальной активности студентов во внеучебной деятельности, подготовку заблаговременно обоснованных предложений, программ, определение путей конструктивного решения поставленных задач.

Таблица 1

Технологизация процесса формирования социальной активности студентов педагогического колледжа

Этапы

Процедурное содержание этапа

Целеполагание

(1-й учебный год)

1.                 Формулировка целей деятельности педагогов, специалистов и организаторов процесса формирования социальной активности студентов

2.                 Осуществление исходной диагностики уровней сформированности социальной активности студентов

3.                 Отбор информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности студентов; диагностика готовности педагогов к организации внеучебной деятельности

Планово-прогностический

(1-й учебный год)

1.                  Разработка планов воспитательной работы, подготовка педагогического коллектива к нововведениям.

2.                  Установление контактов с различными социальными институтами района, города, области.

3.                  Ознакомление педагогов с особенностями внеучебной деятельности студентов, основами проектирования образа социально активной личности выпускника колледжа.

4.                  Подбор различных видов внеучебной деятельности с учетом всех условий и особенностей образовательного учреждения.

Содержательно-деятельностный

(2-й учебный год)

1.                 Последовательная реализация намеченных планом воспитательной работы направлений внеучебной деятельности, сопоставление получаемых результатов с критериями успешности их выполнения.

2.                 Организация различных видов сотрудничества колледжа и социальных институтов, общественных структур с целью развития социальных инициатив и творчества студентов.

3.                 Реализация методики формирования социальной активности студента педагогического колледжа

4.                 Формирование информационно-методического фонда разработок отдельных педагогов

Коррекционно-аналитический

(3-й учебный год)

1.                 Объективная оценка процесса и результатов формирования социальной активности студентов

2.                 Выявление факторов, способствующих положительному решению задач формирования социальной активности студентов и устранение причин существующих недостатков.

3.                 Внесение необходимых изменений в план воспитательной работы колледжа, применение методик, позволяющих интенсифицировать в дальнейшем формирование социальной активности студентов.

4.                 Коллективная рефлексия педагогов и студентов процесса формирования социальной активности, обобщение и презентация опыта и результатов технологии формирования социальной активности.

 

Содержательно-деятельностный этап отражает последовательную реализацию намеченных программой (планом воспитательной работы) мер социального воздействия конкретными исполнителями в назначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной деятельности.

На данном этапе осуществляется, во-первых, координация действий преподавателей, кураторов, социальных педагогов, психологов, педагогов-организаторов в контексте решения задач формирования социальной активности; во-вторых, формирование единых установок, педагогических позиций, требований учебного заведения и общественных структур социума в организуемом процессе.

На коррекционно-аналитическом этапе фиксируются изменения, произошедшие в социальной активности студентов, осуществляется оценка результативности реализуемой технологии. В то же время задачей данного этапа является внесение необходимых изменений в воспитательную работу колледжа по формированию социальной активности студентов; устранение причин, тормозящих данный процесс; применение методик, позволяющих интенсифицировать дальнейшее формирование социальной активности студентов.

Таким образом, важнейшей социально-педагогической функцией учреждения среднего профессионального образования выступает создание условий для формирования у будущих специалистов параметров социальной активности, необходимых для успешной профессиональной и жизненной реализации. Технологизация процесса формирования социальной активности студентов во внеучебной деятельности выступает одним из таких условий, позволяющим создать открытое воспитательное пространство, где личность активно использует возможности социума для развития своих профессиональных качеств и обогащения социального опыта.

 

Литература.

  1. Иванова Г.П., Шакирова Э.Ф. Методика формирования социальной активности студентов педагогического колледжа. – М: МГПУ, 2009.
  2. Колесникова И.А.  Педагогическое проектирование: учебное пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. 
  3. Мардахаев Л.В. Основы социально-педагогической технологии. – Рязань: Изд-во «Ярмарка», 1999г.
  4. Социально-педагогические технологии в деятельности образовательного учреждения. / Под ред. Торохтия В.С. – М., 2007.
  5. Хайкин В.Л. Активность: характеристики и развитие. – М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2000. 

Категория: Мои статьи | Добавил: elis-a (17.11.2011)
Просмотров: 2444 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Календарь

» Колонка новостей
   
[19.04.2015]
Московский международный салон образования ММСО 2015 (0)
[13.09.2012]
Турслет СПК (0)

» Архив записей

» Поиск

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    сайт Абрамовой Е.И.

    сайт СПКМГППУ


    Copyright Abramova E.I.© 2017