Среда, 23.08.2017, 05:10Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт преподавателя
Главная | Полезные ссылки |  Мой профиль | Выход
» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [22]

» Форма входа



             сайт Шакировой З.Ф.
            кнопка сайта:
     
Главная » Статьи » Мои статьи

Сравнение выраженности характеристик социальной активности студентов в условиях педагогического колледжа

Рассматривается проблема формирования социальной активности современной студенческой молодежи в системе среднего профессионального образования. Представлены основные результаты проведенного автором сравнительного исследования выраженности характеристик социальной активности у студентов колледжей. В исследовании приняли участие 101 студент педагогических колледжей г. Москвы. Подтверждается предположение об относительно одинаковой представленности составляющих социальной активности в разных группах. Даются рекомендации для организации дальнейшей деятельности по формированию социальной активности студентов в условиях колледжа.

Ключевые слова: социализация, социальная активность, студенты педагогических колледжей, ценности личности.

 

Формирование социально активной, инициативной, творческой личности является одной из актуальных проблем психологии и педагогики. Практика исследований показывает, что проблема социальной активности в последнее время особо востребована для студентов гуманитарных профессий, в том числе педагогов. Открытая социальная среда оказывает не всегда положительное воздействие на своих субъектов, особенно юного возраста. Для решения данной проблемы в современной ситуации востребован активный, уверенный в себе педагог, способный принимать решение, брать на себя ответственность за осуществление выбора.

В научной литературе представлены три основных подхода к определению понятия «социальная активность»: во-первых, социальная активность – это сверхнормативная, инициативная, творческая деятельность, самодеятельность [8], [1], [2]; во-вторых, социальная активность рассматривается как поведение личности [6], [5]; в-третьих, социальная активность – это черта, свойство, интегративное качество личности [4], [2]. Последний подход был взят за основу в нашем исследовании. Формирование социальной активности личности мы рассматриваем как целостную систему, обладающую интегративными свойствами и состоящую из взаимосвязанных, функционально единых компонентов, придерживаясь, таким образом, системного подхода.

Социальная активность личности в нашем исследовании рассматривается как интегративное общественное качество личности, проявляющееся в инициативной социальной деятельности, обусловленной внутренней (психической) и внешней (практической) активностью личности, а также в преобразовании себя и окружающей действительности в соответствии с социально одобряемыми нормами. Развитие и формирование этого качества происходит в многообразной общественно значимой деятельности, в результате которой обеспечивается глубокое и полное саморазвитие личности.

Современные исследования позволяют рассмотреть проблему формирования социальной активности личности, через соотнесение ее с процессом социализации. Так, А.В. Мудрик раскрывает сущность социализации через сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества [7]. Оба процесса можно проследить и при формировании социальной активности личности. С.И. Карпенко [4] акцентирует внимание на следующих фазах процесса социализации – адаптации и интериоризации. Представленные фазы социализации можно проследить и при формировании социальной активности личности:

фаза адаптации наблюдается в процессе познания социальной действительности;

фаза интериоризации прослеживается в процессе «сущностного, глубинного включения индивида» в социальную жизнедеятельность;

фаза обособления (автономизация) характеризует становление индивидуальности (потребность иметь собственные взгляды, привязанности, потребность в самореализации и др.). При этом последняя фаза позволяет раскрыть оценочно-эмоциональное отношение к социальной действительности, а также увидеть проявление социальной активности в поведении личности.

Анализ научной литературы [1], [2], [3], [5] и др. позволил определить основные составляющие социальной активности студентов среднего профессионального образования. К ним мы отнесли:

индивидуально-значимые ценности учащихся педагогического колледжа;

гуманистические, деловые и гражданские качества, составляющие основу социальной активности студента;

оценочно-эмоциональное отношение к явлениям социальной действительности, отдельным действиям и поступкам;

отношение к общественно-значимой деятельности.

Объектом исследования выступила учащаяся молодежь системы среднего профессионального образования (педагогические колледжи) г. Москвы. Предмет исследования – социальная активность современной студенческой молодежи.

Целью исследования стало сравнение выраженности характеристик социальной активности студентов среднего профессионального образования в разных группах.

Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что основные составляющие социальной активности студентов-педагогов, обучающихся в различных учреждениях среднего профессионального образования, представлены примерно одинаково. Это определило необходимость решения следующих задач:

1.                  Изучить основные характеристики социальной активности студентов Педагогического колледжа № 5 , обучающихся по специальностям 050709 «Преподавание в начальных классах» и 050704 «Дошкольное образование», выявить в них особенности и специфику составляющих исследуемого интегративного качества личности.

2.                  Изучить основные характеристики социальной активности студентов Социально- педагогического колледжа МГППУ, обучающихся по специальностям 050711 «Социальная педагогика» и 050718 «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях», выявить в них особенности и специфику составляющих исследуемого интегративного качества личности.

3.                  Сравнить и выявить общие и специфические особенности основных составляющих социальной активности студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.

 

Методика

Для проведения исследования была разработана анкета, включающая блоки вопросов, посвященных изучению составляющих социальной активности как интегративного качества личности, а также отдельные вопросы о возрастных, половых и социальных характеристиках респондентов. При изучении составляющих социальной активности использовались:

а)                  шкала ценностных установок студентов педагогических колледжей, позволяет выявить личностно- и социально-значимые ценности студентов. Оценка наличия ценностей предлагалась также по пятибалльной шкале, ответы ранжированы по среднему баллу для каждой из предложенных позиций;

б)                 шкала оценки качеств личности, составляющих основу социальной активности, нацелена на определение гуманистических, деловых и гражданских качеств студентов. Студентам был предложен блок вопросов, где необходимо оценить в баллах обладание тем или иным качеством личности. Применялась бальная шкала оценок от 1 до 5, где 1 балл – наименьшая степень присутствия качества, а 5 баллов – высокая степень обладания качеством. Ответы ранжированы по среднему баллу для каждой из предложенных позиций.

в)                 шкала оценочно-эмоционального отношения студентов к явлениям социальной действительности и участия в общественно-значимой деятельности.  

г)                  шкала удовлетворенности получаемой специальности и предпочитаемых мест работы, позволяет проследить успешность профессионального самоопределения студентов, а также выявить жизненные планы после окончания колледжа.

Разработанная анкета была проведена в ходе пилотажного (пробного) исследования на понятность вопросов и надежность ответов. Генеральную совокупность исследования составили студенты педагогических колледжей г. Москвы. Выборочную совокупность составили студенты двух учебных заведений:

Социально-педагогический колледж МГППУ (группа 1): Количество опрошенных – 58 учащихся, средний возраст 18,5 лет; 20,7% - юношей; 79,3% - девушек; количество обучающихся по специальности 050711 «Социальная педагогика» составило 70,7%, по специальности 050718 «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» – 29,3%.

Педагогический колледж № 5 (группа 2): Количество опрошенных – 43 студента, средний возраст 18 лет; 9,3% - юношей; 90,7% - девушек; количество обучающихся по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» составило – 67,4%,  по специальности 050704 «Дошкольное образование» - 32,6%.

Общий план выборки позволяет анализировать выраженность ценностных предпочтений учащихся, качеств личности, а также отношения к социальной действительности и общественно-значимой деятельности. 

Полный текст статьи 

Категория: Мои статьи | Добавил: elis-a (17.11.2011)
Просмотров: 2149 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Календарь

» Колонка новостей
   
[19.04.2015]
Московский международный салон образования ММСО 2015 (0)
[13.09.2012]
Турслет СПК (0)

» Архив записей

» Поиск

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    сайт Абрамовой Е.И.

    сайт СПКМГППУ


    Copyright Abramova E.I.© 2017