Среда, 23.08.2017, 05:14Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт преподавателя
Главная | Полезные ссылки |  Мой профиль | Выход
» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [22]

» Форма входа



             сайт Шакировой З.Ф.
            кнопка сайта:
     
Главная » Статьи » Мои статьи

Социально-педагогические факторы формирования социальной активности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности

Противоречия, характерные для студентов юношеского возраста, возникают: между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени для удовлетворения возрастающих потребностей в условиях среднего профессионального образования; между стремлением к самостоятельности и консервативными формами и методами подготовки будущего специалиста; между желанием студентов (особенно первокурсников) участвовать в жизни группы, выполнять общественные поручения, и недостаточным социальным опытом, приобретенным в школьные годы. Позитивному разрешению данных противоречий может способствовать специально организованная в образовательном учреждении внеучебная деятельность, направленная на формирование социальной активности при условии учета социально-педагогических факторов, обуславливающих ее направленность.

Фактор (от лат. factor – производящий) можно определить как: совокупность основных базовых причин, являющихся источником возникновения, становления, развития и функционирования объекта; движущую силу какого-либо явления или процесса, определяющего его сущность (характер или отдельные черты).

Под социально-педагогическими факторами следует понимать движущие силы, причины, побуждающие личность к активной социальной деятельности, а также способные повлиять на изменение наличного уровня социальной активности студентов педагогического колледжа, определяющие сущность и направленность ее формирования во внеучебной деятельности. Такие факторы мы разделяем на внутренние и внешние, а их, в свою очередь, на объективные и субъективные.

Под внешними факторами понимаются силы, которые воздействуют извне, предопределяя логику поведения и саморазвития личности студента; внутренние факторы включают в себя установки, социальные потребности и интересы, формирующие отношение будущего специалиста к внешнему миру и к самому себе, к реалиям своего социального и профессионального бытия.

Объективные факторы – это те силы, которые не зависят от воли конкретных субъектов, в том числе от воли самого студента, являясь комплексом социокультурных, экономических, политических, профессиональных, возрастных обстоятельств, определяющих активное отношение будущего специалиста к реалиям своего профессионально-личностного становления. Субъективные факторы – это силы, которые порождаются волей и инициативой конкретных субъектов, включая личность специалиста, выражающие его ожидания и намерения, его активность и предпочтительную сферу самореализации и самоутверждения.

Внешние объективные факторы связанны с особенностями окружающей среды (социальной и природной). Данные факторы достаточно подробно проанализированы в социальной педагогике и относятся к общим факторам социального воспитания человека (мега-, макро- мезо- и микрофакторы социализации).

В процессе формирования социальной активности студентов следует учитывать влияние таких внешних объективных факторов, как социальная инфраструктура и социальные институты. Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры (отраслей и видов деятельности, органов и учреждений, материальных объектов среды) является полное и всесторонне развитие человека путем удовлетворения его социальных (бытовых, духовных, культурных и др.) потребностей. Использование же ресурсов социальных институтов общества в воспитательном процессе придает организуемой в педагогическом колледже внеучебной деятельности социальную ориентированность, что позволяет формировать целый комплекс характеристик социальной активности студентов (инициативности, ответственности, организаторских способностей).

Внешние субъективные факторы связаны со степенью готовности среднего профессионально учебного заведения к организации социально-педагогических условий формирования социальной активности через внеучебную деятельность. К внешним субъективным факторам следует отнести: особенности получаемой профессии; тип воспитательной среды колледжа; особенности внеучебной деятельности; существующие социально-педагогические условия формирования социальной активности; организацию социального опыта студентов; уровень оказания индивидуальной помощи студентам в процессе социализации.

Важным аспектом данной группы факторов выступает включение студентов колледжа в социально-ориентированную многофункциональную внеучебную деятельность, которая выражается через различные виды социальной деятельности и социальные отношения. Включаясь в такую деятельность, в различные социальные отношения, студенты имеют возможность развивать свои социальные способности, личностные и профессиональные качества, обогащать социальный опыт.

Внутренние объективные факторы обусловлены возрастными особенностями развития личности в период юности, в частности формированием самосознания, собственного мировоззрения, стремления самоутвердить свою самостоятельность, принимая ответственные решения.

При этом данному возрасту свойственен комплекс противоречий, свидетельствующих о том, что, с одной стороны, формирование социальной активности является актуальной для данного возраста, а с другой, «издержки возраста» (негативизм, обособление, уход от решения проблем) могут повернуть ее в негативное русло. Поэтому важным аспектом выступает создание условий для реализации студентами своих социальных способностей, обусловленных той внеучебной деятельностью, в которую они включены. В свою очередь, социальные способности выступают условием успешности выполнения той или иной внеучебной деятельности.

Внутренние субъективные факторы социальной активности определяются индивидуальными особенностями личности студента колледжа и включают в себя: состояние здоровья студента, обстоятельства его биографии, прошлый социальный опыт, внутренние потребности, интересы, сформированность таких свойств и качеств, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность. Социальные потребности студентов (в социальном статусе, социальных контактах, принадлежности к группе, коллективу, самореализации) возникают в процессе их участия многофункциональной социально-ориентированной внеучебной деятельности и являются источником и движущей силой социальной деятельности, образуя мотивационную подсистему личности, включающую желания, интересы, ценностные ориентации, убеждения, цели.

В современной социокультурной ситуации изменение внешних объективных социально-педагогических факторов, влияющих на процесс формирования социальной активности личности студента, будет происходить крайне медленно, следовательно, решение данной проблемы связано с максимальной активизацией внешних субъективных и внутренних объективных и субъективных факторов посредством создания необходимых социально-педагогических условий для позитивного осуществления данного процесса.

Литература.

1.      Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия,2004 – 272с.

2.      Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. – 672с.

Категория: Мои статьи | Добавил: elis-a (17.11.2011)
Просмотров: 3052 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Календарь

» Колонка новостей
   
[19.04.2015]
Московский международный салон образования ММСО 2015 (0)
[13.09.2012]
Турслет СПК (0)

» Архив записей

» Поиск

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    сайт Абрамовой Е.И.

    сайт СПКМГППУ


    Copyright Abramova E.I.© 2017