Среда, 23.08.2017, 05:22Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт преподавателя
Главная | Полезные ссылки |  Мой профиль | Выход
» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [22]

» Форма входа



             сайт Шакировой З.Ф.
            кнопка сайта:
     
Главная » Статьи » Мои статьи

Социально-педагогические аспекты внеучебной деятельности студентов колледжа

Содержание и характер труда сегодня требуют от молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь, не только современного образования, глубоких знаний своей профессии, но и достаточно высокого интеллектуального и физического развития, творческого и активного отношения к труду. Особое значение приобретают такие социальные качества личности, как активность, гибкость мышления, высокий профессионализм, компетентность, предприимчивость, нестандартность подхода к решению возникающих проблем.

Специалист - выпускник среднего профессионального учебного заведения представляет собой, с одной стороны, личность, с другой – работника. Специалист как работник характеризуется такими качествами, как профессиональные знания, умения и навыки, необходимые для выполнения им профессиональных обязанностей. Специалист как личность характеризуется жизненными ценностями, мотивацией, воспринятыми социальными нормами, регулирующими его деятельность, установками и идеалами.

Достаточными социально-педагогическими возможностями для формирования и развития названных качеств обладает внеучебная деятельность студентов, представляющая собой одну из подсистем образовательного процесса педагогического колледжа. Так, в содержании учебного процесса превалирует формирование научных представлений, мировоззрения, знаний, понятий, общепедагогических умений и навыков. Содержание внеучебной деятельности составляют формирование трудовых навыков, социально-значимых отношений, норм, правил, идеалов, установок, мотивов, способов и правил общественно-ценного гуманистического отношения к людям, обществу, миру. Учебный процесс, кроме образовательных целей, одновременно содействует решению задач воспитания и развития личности, а внеучебная деятельность влияет на образованность личности, служит непосредственным фактором стимулирования социальной активности будущего специалиста.

Раскрывая сущность внеучебной деятельности, следует рассмотреть данную категорию в рамках организации педагогической и социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении. В педагогике внеучебная деятельность выступает составной частью учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, одной из форм организации свободного времени обучаемых. Внеучебная деятельность, находясь в тесной связи с учебной, рассматривается как совокупность разнообразных видов и форм воспитательной работы со студентами, проводимыми за пределами занятий и учебного времени.

Другой важной особенностью внеучебной работы является четко выраженная социально-педагогическая направленность – опора на социальную среду (социум) в достижении педагогических целей. Внеучебная деятельность как часть социально-педагогической деятельности, направлена на целенаправленное использование возможностей социальной среды как дополнительного педагогического средства воздействия на личность студента, обеспечение условий эффективного социального воспитания, творческой самореализации, формирования социальной активности, успешного социального развития личности. В данном аспекте следует обратиться к социальному воспитанию как особому виду воспитания в условиях среднего профессионального образования.

Согласно исследованиям М.М. Плоткина [3] социальное воспитание представляет собой составную часть социальной практики и научную сферу, призванные изучать и решать комплексные проблемы личности в среде, учитывая все воздействия, которые она испытывает на всех этапах социального становления и развития.

Для наглядности представим отличия внеучебной деятельности, рассматриваемой в рамках педагогического и социально-педагогического аспекта (таблица 1).

 

Таблица 1 - Особенности внеучебной деятельности колледжа в рамках педагогической и социально-педагогической деятельности

Компоненты деятельности

Педагогическая деятельность

Социально-педагогическая деятельность

Субъекты

Педагог(и), студент(ы), администрация учреждения образования

Педагог(и), студент(ы), профессиональные и студенческие коллективы, организации, общества, отдельные представители социума

Объекты

Личностные и профессионально важные качества студентов

Социальная активность личности как интегративное качество личности

Средства

Материально-технические средства, специальное оборудование, экспонаты, технологии, методики и другие ресурсы образовательного учреждения

Материально-технические средства социума, библиотеки, центры социально-культурных влияний, другие ресурсы, находящиеся в распоряжении учреждения, отдельной личности, и предназначенные для использования в целях формирования социальной активности личности.

Процесс деятельности

Учебная, научно-исследовательская, общественная и др. виды деятельности, воспитание и воспитательная работа образовательного учреждения

Информационно-воспитательная, общественная, социально-правовая, посредническая, волонтерская, социокультурная и др. виды деятельности

 

Условия деятельности

Воспитание студентов во время учебного процесса; внеучебная воспитательная работа, направленная на развитие интересов, склонностей, способностей студентов; общеколледжные КТД; воспитательная работа кураторов групп; организация студенческого самоуправления и др.

Расширение состава субъектов социального воспитания; целенаправленное включение во внеучебную деятельность центров социокультурных влияний в микрорайоне учреждения образования; использование потенциальных возможностей социальных институтов социума; учет социально-педагогической ситуации, складывающейся в микросоциуме (социальной среде) образовательного учреждения и др.

Результат

Личность с мировоззренческой (гражданин), общей (интеллигент) и профессиональной (специалист) культурой

Социально активная личность, способная самостоятельно усваивать, активно использовать в практической деятельности и совершенствовать свой социальный опыт.

 

Таблица наглядно показывает специфику организации внеучебной работы в рамках социально-педагогической деятельности. Основными ее особенностями можно назвать:

- целенаправленный характер использования возможностей окружающей образовательное учреждение социальной среды;

- большие возможности для личности развивать во внеучебной деятельности свои социальные качества, способности, удовлетворять социальные потребности и интересы, научиться самостоятельно решать личностные проблемы, самоопределиться и самореализоваться;

- усиление посреднической функции в деле построения взаимоотношений студентов с социальной средой, способствующей формированию их социальной активности.

Таким образом, учет специфики внеучебной деятельности в условиях среднего профессионального образования позволяет создать благоприятные условия для развития познавательных и социальных мотивов студентов, мотивов общения и взаимодействия с другими людьми, группами, объединениями, коллективами и т.п. В то же время качества личности студента, приобретенные в процессе внеучебной деятельности, становятся социально и профессионально ориентированными.

 

Использованные источники

1.   Воспитательная деятельность педагога / под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – 257с.

2.   Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2005. – 173с.

3.   Плоткин М.М. Социальное воспитание школьников: Монография. – М.: ИПСР, 2003. – 200с.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: elis-a (17.11.2011)
Просмотров: 2633 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Календарь

» Колонка новостей
   
[19.04.2015]
Московский международный салон образования ММСО 2015 (0)
[13.09.2012]
Турслет СПК (0)

» Архив записей

» Поиск

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    сайт Абрамовой Е.И.

    сайт СПКМГППУ


    Copyright Abramova E.I.© 2017