Вторник, 24.10.2017, 08:41Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт преподавателя
Главная | Полезные ссылки |  Мой профиль | Выход
» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [22]

» Форма входа



             сайт Шакировой З.Ф.
            кнопка сайта:
     
Главная » Статьи » Мои статьи

Социально-педагогическая компетентность педагогов колледжа как условие формирования социальной активности студентов

В современных условиях происходит усложнение требований к уровню подготовки специалистов среднего звена, особенно гуманитарных профессий, что в свою очередь остро ставит проблему содержания и организации их социального воспитания, отношений с динамично меняющимся социумом. Обществу нужен специалист, способный преобразовывать свои знания и социальный опыт таким образом, чтобы оперативно реагировать на происходящие изменения, выстраивать собственную профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного социума, преодолевать жизненные трудности за счет активизации внутренних резервов социальной активности.

Одним из наиболее важных условий формирования социальной активности современного специалиста выступает социально-педагогическая компетентность педагогов, а также представленность высокого уровня социальной активности в структуре личности сотрудников педагогического колледжа.

Педагог выступает субъектом, носителем как институционального, так и живого опыта, без которого невозможно полноценное воспитание. По мнению М.В. Шакуровой он оценивает личность воспитуемого через призму структуры социального опыта, а социальный опыт – через призму возможностей освоения его личностью [2, с.53].

Социально-педагогическая компетентность педагога представляет собой информированность и способность педагога реализовывать свои социально-педагогические возможности при взаимодействии со студентами, коллегами, родителями, социальными партнерами, а также позитивно влиять на гармонизацию отношений в социуме в рамках своей профессиональной деятельности.

В результате исследования, проведенного на базе средних профессиональных учебных заведений г. Москвы (ПК №5, ПК №9 «Арбат», ПК №10 «Кузьминки», Социально-педагогический колледж МГППУ) были опрошены 92 преподавателя и различных специалистов представленных учебных заведений. В задачи исследования входило определение основных личностных ресурсов, которыми обладают педагоги и которые они способны использовать при профессиональной подготовке будущих специалистов в области педагогики. К таким задачам были отнесены: уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью; отношениями и своим положением в коллективе; ценностные установки; участие в общественной жизни.

Немаловажное значение для формирования собственной социально активной позиции имеет уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью и отношениями с коллегами. Так 36,2% педагогов колледжей оценивают свою профессию как самую лучшую, 55,8% - удовлетворены своей профессией, хотя считают, что есть профессии и более интересные, 7,8% - затруднились ответить.

Удовлетворенность характером взаимоотношений с коллегами по работе показал, что большинство педагогов – 67,6% - удовлетворены полностью, 32,3% - частично.  Однако во взаимоотношениях с учащимися 48% педагогов имеют трудности (оценили как частичную удовлетворенность) и 52% удовлетворены взаимоотношениями полностью. Примерно такая же картина проявляется во взаимоотношениях с родителями учащихся: 51% - удовлетворены частично и 49% - полностью.

Полученные данные  показывает, что педагогам следует обратить особое внимание на повышение мотивации к профессиональной деятельности и формирование конструктивных межличностных отношений (как среди коллег, так и со студентами), возможно также на решение возникающих в педагогическом процессе конфликтных ситуаций.

Распределение ответов (ранжирование по среднему баллу) педагогов по ценностным установкам показывает более высокий уровень ориентации на ценности личностного плана, чем профессионального. Весьма значительно то, что педагоги предают достаточно высокое значение интересной работе (4,7 баллов), овладению знаниями и культурой (4,4), что доказывает наличие у них потенциальных возможностей, для организации разнообразной деятельности со студентами, передачи им социальных знаний. Меньше всего педагоги придают значение таким ценностям как удовольствия и развлечения (3,5), престижная работа (3,6), общественное признание и служение людям (3,6)

Изучение и ранжирование (по среднему баллу) деловых качеств педагогов позволило определить как наиболее ценные: порядочность (4,8), творческое отношение к работе и целеустремленность (4,7), однако такое важное качество как «инициативность» педагоги оценили достаточно низко (3,6).

Распределение ответов по критерию участия педагогов в общественной жизни колледжа показало, что 57,3% педагогов участвуют в общественной жизни колледжа, 27,4% - не участвуют, 15,1% - затруднились ответить. Из участвующих в общественной жизни педагогов 49,5% принимают участие во внеучебной деятельности колледжа (внеучебные выездные мероприятия, туристические слеты, посещение театров и др.), 19,6% занимаются оказанием социальной помощи нуждающимся, 13,6% - участвуют в патриотических мероприятиях, 11% - занимаются организационной и психолого-педагогической работой, 6% - участвуют в волонтерском движении.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о наличии у педагогов невысокого уровня социально-педагогической компетентности, при имеющихся потенциальных возможностях для передачи профессиональных ценностей студентам. Педагог колледжа, выступая в качестве субъекта процесса формирования социальной активности студентов, должен обладать как знанием диагностики и активизации имеющихся у студентов ресурсов осуществления учебной и внеучебной деятельности, так и знанием собственных возможностей, обладать умением преобразовывать личностные ресурсы в действенные поддерживающие программы.

 

Литература

1.      Социально-педагогические технологии в деятельности образовательного учреждения. / Под ред. Торохтия В.С. – М., 2007.

2.      Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе / Под ред. А.В. Мудрика. – М., 2004.

Категория: Мои статьи | Добавил: elis-a (17.11.2011)
Просмотров: 926 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Календарь

» Колонка новостей
   
[19.04.2015]
Московский международный салон образования ММСО 2015 (0)
[13.09.2012]
Турслет СПК (0)

» Архив записей

» Поиск

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    сайт Абрамовой Е.И.

    сайт СПКМГППУ


    Copyright Abramova E.I.© 2017