Вторник, 24.10.2017, 08:45Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт преподавателя
Главная | Полезные ссылки |  Мой профиль | Выход
» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [22]

» Форма входа



             сайт Шакировой З.Ф.
            кнопка сайта:
     
Главная » Статьи » Мои статьи

Социальная активность как интегративное качество личности студента
Иванова Г.П., Шакирова Э.Ф., МГППУ, г. Москва
Социальная активность как интегративное качество личности студента 
Современное общество выдвигает заказ на образование творческих, мобильных педагогов, способных преобразовывать педагогическую среду, принимать решения в ситуации неопределенности, брать на себя ответственность за осуществление выбора.В научной литературе представлены три основных подхода к определению понятия «социальная активность»: во-первых, социальная активность – это сверхнормативная, инициативная, творческая деятельность, самодеятельность (Е.А. Ануфриев, 1969; В.Г. Мордкович, 1970); во-вторых, социальная активность рассматривается как поведение личности (Т.Н. Мальковская, 1988; В.Г. Маралов, 1990); в-третьих, социальная активность – это черта, свойство, интегративное качество личности (В.Ф. Бехтерев, 1996; С.И. Карпенко, 2005). 
Последний подход был взят за основу в нашем исследовании. Формирование социальной активности личности мы рассматриваем как целостную систему, обладающую интегративными свойствами и состоящую из взаимосвязанных, функционально единых компонентов, придерживаясь, таким образом, системного подхода.Качества личности в научной литературе рассматривается как совокупность всех социально- и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое поведение в социальной и природной среде. Качества человека – устойчивое отношение к какому-то определенному объекту. Выявить объект отношения – значит найти истоки личностного качества.
Определение сущности понятия «социальная активность студентов» в аспекте личностного качества требует учета таких факторов как возрастные особенности студентов, уровень профессионального образования (среднее, высшее), критерии социальной активности, имеющийся социальный опыт личности.Анализ научной литературы и практическая деятельность позволили определить содержательную характеристику социальной активности студентов педагогического профиля, которая включает в себя компоненты, отражающие когнитивные, оценочно-эмоциональные, мировоззренческие и поведенческие структурные признаки, гуманистические, деловые и гражданские качества педагога, социальный опыт личности.
Среди множества интегративных качеств личности, представленных в научных исследованиях, мы отобрали наиболее отражающие социальную активность будущего педагога и объединили их в три основные группы: гуманистические, деловые и гражданские качества. Каждая из представленных групп качеств личности педагога взаимосвязана и отражает познавательный, эмоциональный, мировоззренческий и поведенческий признаки социальной активности.Данное интегративное качество мы  рассматриваем в соотношении с мировоззрением, жизненными целями, ценностными ориентациями студентов, которые, в свою очередь, отражаются на осуществляемой ими деятельности. Развитие и формирование социальной активности происходит в многообразной интегративной, общественно значимой деятельности, в результате которой обеспечивается глубокое и полное саморазвитие личности.
В условиях учреждения образования таким видом деятельности является внеучебная работа, которая способна обеспечить положительную динамику личности, способствует выбору студентами адекватных целей и ориентиров, творческому отношению к выполняемым делам, окружающим и к себе, а также помогает преодолению неудач и ошибок, продуктивному выходу из кризисных ситуаций.Таким образом, социальная активность личности студента в нашем исследовании рассматривается как интегративное общественное качество, проявляющееся в инициативной социальной деятельности, обусловленной внутренней (психической) и внешней (практической) активностью личности, а также в преобразовании себя и окружающей действительности в соответствии с социально одобряемыми нормами.  
Категория: Мои статьи | Добавил: elis-a (20.11.2012)
Просмотров: 1699 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Календарь

» Колонка новостей
   
[19.04.2015]
Московский международный салон образования ММСО 2015 (0)
[13.09.2012]
Турслет СПК (0)

» Архив записей

» Поиск

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    сайт Абрамовой Е.И.

    сайт СПКМГППУ


    Copyright Abramova E.I.© 2017