Среда, 23.08.2017, 05:12Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт преподавателя
Главная | Полезные ссылки |  Мой профиль | Выход
» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [22]

» Форма входа



             сайт Шакировой З.Ф.
            кнопка сайта:
     
Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности формирования социальной активности студентов педагогического колледжа

Произошедшее в современных условиях смещение российского педагогического идеала от воспитания «нового человека» с достаточно жестко определенными обществом личностными параметрами к индивидуально ориентированному образовательном образцу (конструирование человека для самого человека, и только опосредовано для общества), делает актуальной проблему повышения социальной активности личности в современном обществе.

Основной задачей средних специальных учебных заведений на сегодняшний день является подготовка специалиста, обладающего помимо профессиональных знаний и умений, также способностью использовать их на практике, быть конкурентоспособной, самосовершенствующейся личностью.

Проблема формирование социальной активности личности в педагогике не является новой. Весомый вклад в педагогику по вопросам формирования личности будущего педагога  и разработки конкретных путей практической организации его общественной активности внесли П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и др. Социальная активность личности изучается на разных уровнях. Методологический аспект данной проблемы изучали К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Ануфриев, Г.С. Арефьева, Л.П. Буева, В.Г. Мордкович и др.; социальный аспект – А.С. Капто, Т.С. Лапина и др.; психологический аспект – Б.Ф. Ломов, В.Г. Маралов и др.; педагогический аспект – В.Ф. Бехтерев, Т.Н. Мальковская, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин и др.

Определенное развитие получило изучение и анализ проблемы активности личности с середины 60-х - до 80-х г.г. К этому периоду относится обширная литература, освещающая проблемы формирования социальной (общественной) активности личности (Б.Л.Алексеев, Т.Ф.Крылова, Т.Н. Мальковская, В.Г. Мордкович, А.А. Шулупова и др.,К.Д. Ра, Б.П. Битинас, Н.И. Болдырев, С.Н. Касаткина, Т.Е. Конникова, Т.Н. Мальковская, Л.ак фактора личностного разв).

Вопросы формирования социальной активности личности в новых социально-экономических условиях (с 90-х гг. ХХ в.) рассматривали в своих научных работах И.М. Андрамонова, С.О. Грунина,  В.А. Ельцова, Р.И. Желбанова, А.И. Норец, В.П. Ростовский, Е.М. Харланова, З.А.Шогенов и др. Данные исследователи рассматривают социальную активность учащихся как необходимое условие развития личности через определенные виды деятельности (трудовую подготовка, культурно-досуговую деятельность, личностное самоопределение).

В научной литературе существует неоднозначность в определении понятия «социальная активность». Различная трактовка порождена сложностью самого объекта исследования, в частности, разнообразием его форм, вариантов.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть изучаемое явление с позиций разных наук. С позиции философии социальная активность представляет собой тип активности, характерный для человека, соответствующий социальному уровню организации материи. Социальная активность является высшей формой активности, она связана с целесообразной деятельностью человека, как общественного существа, характеризуется высоким уровнем результативности.

В социологии социальная активность рассматривается как категория, характеризующаяся совокупностью свойств (качеств) социального субъекта (личности, группы, общества в целом), посредством которых субъект саморазвивается к определившейся для него цели, отражающей объективные законы общественного развития [5, с. 24]. Социальная активность субъекта тем выше, чем глубже им познаны объективные законы развития общества, чем рациональнее использует он эти знания при определении и осуществлении целей своей деятельности на практике.

В психологической литературе внимание уделяется изучению внутренних факторов развития социальной активности личности. Психологическое объяснение социальной природы активности дается в работах А.Н. Леонтьева, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна. Деятельность в психологии определяется как активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива [6; с. 39]. Деятельность – это и внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность, регулируемая сознаваемой целью. Развитие социальной активности происходит в процессе преобразования психической активности в субъективную  активность, а затем в активность личности. Внутренняя форма активности выступает в виде готовности, стремления, желания действовать. На определенном уровне такая готовность превращается в доминанту поведения. Внешняя активность – это активность опредмеченная в результате деятельности, рассматриваемая как самодеятельность, форма ее выражения. Т.е., активность выступает в качестве явления, состояния, и отношения субъекта.

В педагогике развитие социальной активности является одной из важнейших задач воспитания личности и рассматривается как деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе исторического опыта человечества, проявляясь в творческой деятельности, волевых актах, общении. В.Ф. Бехтерев отмечает, что активность школьников социальна в том смысле, что она – активность формирующегося субъекта. Со временем от элементарных форм участия в общественной жизни ребенок включается во все более широкие и многочисленные связи с окружающим миром, следовательно, активность школьника в разные возрастные периоды – это ступени восхождения к социальной активности [1; с. 19].

Исходя из позиций разных наук к понятию, можно заключить, что социальную активность следует рассматривать: как сложное общественное явление; как свойство личности; как состояние деятельности. Социальная активность – это не всякая деятельность личности, а только та, которая имеет общественное значение и реализуется в социальных фактах.

Контент-анализ авторских подходов к определению сущности изучаемого явления (Е.А. Ануфриев, Г.С. Арефьева, Бехтерев В.Ф., Лапина Т.С., Т.Н. Мальковская, В.Г.Мордкович и др.), позволил выделить такие общие признаки категории «социальная активность» как: родовое понятие разных видов активности, инициативная, преобразующая деятельность, состояние деятельности, отношение к деятельности, внутренняя готовность к действию, социально значимые действия, ценностное понимание социальной действительности, качество личности, показатель личности, самодеятельность.

Мы рассматриваем социальную активность как устойчивое свойство личности, ее характерологическую черту. В этом плане социальная активность проявляется в целеустремленности, инициативности, жизнедеятельности, в высокой требовательности к себе, в ответственности и принципиальности. Социальная активность является общим свойством личности и по-разному проявляется в различных видах деятельности индивида: познавательной, общественной, трудовой и т.д. Проявление ее зависит в основном от двух причин: объективных (уровень и характер развития данного вида деятельности, потребность общества в этом виде деятельности и др.) и субъективных (предшествующий опыт человека, общие и специальные способности, потребности личности, степень осознанности ею личной и общественной необходимости данного вида деятельности и др.).

Социальная активность является важным качеством социального индивида и формируется в процессе его социализации, через освоение социальных ролей. Процесс социализации протекает во взаимодействии с разнообразными факторами, оказывающими влияние на развитие личности в целом и социальной активности в частности.

Кроме того, важную роль в становлении социальной активности личности играют агенты социализации «люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь» [2, с.10].

Содержательной основой проявления социальной активности личности является социальная роль, основное содержание которой составляет усвоение социальных норм, определение желаемой формы поведения и отношений, которые в свою очередь провоцируют соответствующие виды общественно принимаемой активности [4, с.677].

Анализ понятия «социальная активность личности» позволил определить ее как интегральное общественное качество личности, включающее в себя наличие необходимых знаний и умений, проявляющихся в инициативной деятельности; совокупность социально значимых действий, направленных на интенсивное, осознанное взаимодействие  с социальной средой; ценностное понимание социальной действительности. Развитие и формирование этого качества происходит в многообразной общественно значимой деятельности, в результате которой обеспечивается глубокое и полное саморазвитие личности.

Раскрытие сущности и особенностей социальной активности требует  рассмотрения факторов ее развития. Изучение факторов социальной активности личности нельзя рассматривать вне контекста факторов развития личности в целом. Под факторами (от лат. factor - производящий) следует понимать движущие силы какого-либо явления или процесса, определяющие его сущность, главное направление; существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении [3, с.321].

Факторы развития активности личности подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние факторы социальной активности, рассматриваемые в различной литературе также как субъективно-личностные, включают в себя потребности, интересы, способности, мотивы, возможности конкретной личности. Кроме того, на социальную активность в той или иной мере могут оказывать влияние особенности темперамента, характера, негативный жизненный опыт, излишняя застенчивость, неуверенность, состояние здоровья и др. Внешние факторы социальной активности (социальные условия жизнедеятельности) наиболее полно представлены в классификации В.Ф. Бехтерева. Автор выделил следующие группы факторов [1, с.41]:

  • природные факторы;
  • факторы общесоциальной детерминации, макрофакторы (социально-политические, социально-экономические, социально-духовные обстоятельства общества и государства);
  • промежуточные, мезофакторы (этнокультурные условия, региональные особенности, тип поселения);
  • факторы конкретной социальной среды, микрофакторы (семья, институты воспитания, общество сверстников, коллектив).

Следует отметить, что личность, не обладая социальной активностью, «растворяются» в социуме. Этому способствует и современная система воспитания, ориентированная на подготовку человека к выполнению узких социальных ролей. На сегодняшний день возникла необходимость не только научить молодых людей успешно приспосабливаться к конкретным условиям и требованиям общества, но и развивать социально-активную и самостоятельную личность. Учитывая социальные факторы и организуя внешнюю среду (в том числе внеучебную деятельность), а также опираясь на природные предпосылки личности, современная система воспитания призвана развить у человека потребность и способность к самосовершенствованию.

Характер воздействия различных факторов на формирование социальной активности личности во многом обусловлен возрастными особенностями развития. Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений и жизненного самоопределения, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Данный возраст имеет все необходимые предпосылки для развития и формирования социальной активности.

К рассмотрению особенностей социальной активности студентов, обучающихся в педагогических колледжах, следует подходить с позиции учета не только возрастных, но и социальных, духовных характеристик личности студента как субъекта.  Время учебы в колледже совпадает с периодом юности, который отличается сложностью становления личностных черт. В этот период наиболее активно развиваются нравственные и эстетические чувства, происходит становление и стабилизация характера и, что особенно важно, овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. Студенческий возраст благоприятен для развития социальной активности также тем, что связан с общей положительной направленностью молодежи и отсутствием негативных установок в этот период.

Следует отметить преимущества среднего специального учебного заведения в формировании социально активной личности. К ним относятся: целенаправленная учебно-воспитательная работа, создающая условия для систематического педагогического взаимодействия и контроля данного процесса; большое количество практических занятий и практическая направленность учебного заведения в целом; институт кураторов, деятельность которых направлена на индивидуальное взаимодействие со студентами и др.

Уровень сформированности субъекта и его социальной активности у студентов педагогических колледжей проявляется в выборе профессии, а обобщенным показателем социальной активности будущего педагога выступает профессиональная готовность к педагогической деятельности. Развитие социальной активности личности в условиях колледжа оказывает влияние на развитие конструктивных, организаторских, коммуникативных качеств будущих педагогов, т.е. формирует качества, необходимые в будущей профессиональной деятельности.

Анализ литературы позволил выделить основные качества социально активной личности студента, которые могут быть сформированы в условиях колледжа: социальные знания, умения и способности; познавательная активность; профессиональная направленность; высокая нравственная культура; личностная направленность на общественную работу; креативный менталитет.

Таким образом, формирование социальной активности как важного качества личности в современных условиях приобретает особую значимость. Практика исследований показывает, что решение данной проблемы в последнее время особо востребовано для студентов гуманитарных профессий, в том числе педагогов. Вместе с тем следует отметить, что в условиях среднего профессионального образования педагогам не предложены эффективные пути формирования социальной активности личности будущего педагога. Возникает необходимость создания в рамках образовательных учреждений системы внеучебной деятельности, направленной на формирование социальной активности будущих специалистов.

 

Литература:

1.      Бехтерев В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания: Учебное пособие.– Красноярск: Краснояр. Гос. Ун-т., 1996. – 140с.

2.      Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2003г.

3.      Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 368с.

4.      Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2001. – 928с.

5.      Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т.1 / Национальный общественно-научный фонд. – М.: Мысль, 2003. – 694с.

6.      Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 672с.

Категория: Мои статьи | Добавил: elis-a (17.11.2011)
Просмотров: 6037 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Календарь

» Колонка новостей
   
[19.04.2015]
Московский международный салон образования ММСО 2015 (0)
[13.09.2012]
Турслет СПК (0)

» Архив записей

» Поиск

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    сайт Абрамовой Е.И.

    сайт СПКМГППУ


    Copyright Abramova E.I.© 2017