Вторник, 24.10.2017, 08:39Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт преподавателя
Главная | Полезные ссылки |  Мой профиль | Выход
» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [22]

» Форма входа



             сайт Шакировой З.Ф.
            кнопка сайта:
     
Главная » Статьи » Мои статьи

Нравственные ценности как одна из основ становления социальной активности студентов педагогического колледжа

Проблемы учащейся молодежи, с которыми российское общество сталкивается в последние десятилетия своего существования, являются проблемами не только социально-экономическими, но и социально-педагогическими. Они во много порождены традиционной установкой воспитания в средних профессиональных учебных заведениях на трансляцию определенной системы ценностей и норм. Собственное ценностное самоопределение молодого специалиста в современных условиях зависит от его отношения к происходящему, способности осуществлять выбор в профессиональной и других сферах жизнедеятельности в конкретных ситуациях жизни.

Ценностные ориентации рассматриваются как содержательная сторона направленности личности, ее мотивов и потребностей (в психологии) и как один из основных показателей ее воспитанности и культуры (в педагогике).

Л.В. Мардахаев определяет ценности ориентации личности как «разделяемые личностью социальные ценности, которые выступают в качестве целей жизни и основных средств и в силу этого приобретают функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов» [Мардахаев, с.332].

Существует определенная взаимосвязь между системой фундаментальных ценностей, потребностей общества и деятельностью (в том числе профессиональной) личности.

Социальная активность как качество личности будущего педагога представляет собой совокупность социально и профессионально обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое, ориентированное на нравственные идеалы и нормы поведение в социальной среде. Отсюда следует предположить, что социальная активность – интегративное качество, включающее социальные, профессиональные и нравственные качества личности.

С учетом реалий современной жизни содержательной основой профессионального становления учащихся в условиях среднего профессионального образования должна стать система индивидуально, социально и профессионально значимых ценностей, формирование которой является также условием становления личности молодого человека в целом.

Наличие у личности социально и профессионально значимых ценностных ориентаций обеспечивает добросовестное отношение к делу, побуждает его к поиску, творческому совершенствованию; отсутствие положительной ориентации может стать причиной профессионального краха.

В исследовании, которое  проводилось на базе Социально-педагогического колледжа Московского городского психолого-педагогического университета, приняли участие студенты 2-4 курсов специальностей социальная и специальная педагогика, всего 103 человека. Цель исследования заключалась в изучении нравственных, социальных и профессиональных качеств студентов – будущих педагогов, а также определение оптимальных путей формирования их социальной активности.

Конкретные задачи определяются целью исследования и сводятся к тому, чтобы выявить:

·         индивидуально значимые ценности;

·         личностно-значимые, деловые и гражданские качества;

·         социальный портрет современного молодого человека;

·         отношение студентов к внеучебной деятельности и формам проведения досуга;

·         отношение студентов к проблеме воспитания и сферам воспитательной работы;

·         жизненные планы и перспективы студентов СПК.

Решение данного круга задач позволит, на наш взгляд, иметь целостное представление о качествах личности современных студентов среднего профессионального образования, а также детализированное представление о различных сторонах их жизнедеятельности в учебном и внеучебном процессе. Кроме того,  решение перечисленных задач послужит эмпирической основой для разработки и эффективной организации деятельности по формированию социальной активности студентов в условия педагогического колледжа.

Распределение ответов респондентов по ценностным установкам показывает весьма высокий уровень ориентации на ценности личностного плана (счастливая семейная жизнь – 86,4%; любовь – 78,6%; интересная работа и здоровье – 69,9%;). Меньше всего студенты придают значение социально-значимым ценностям, особенно такому качеству как служение людям (6,76%). Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости уделять внимание формированию социально-значимых ценностей молодых специалистов.

Современная молодежь, в том числе и студенчество, имеет свои представления об идеальных качествах современного человека. Анализ результатов позволил составить обобщенную характеристику идеальной модели современного молодого человека, каким его видят студенты. Он должен обладать оптимизмом (89,3%), «деловой хваткой» (87,3%), быть социально активным (86,4%), порядочным (84,4%), готовым к переменам в жизни (82,5%), проявлять гуманность и терпимость (по 83,5%), но не должен быть равнодушен к людям (62,1%) и агрессивным по отношению к ним (66%), не должен проявлять циничность (44,6%).

С целью выявления отношения студентов к проблемам воспитания был задан вопрос: «Какие сферы воспитания молодежи Вы считаете наиболее важными в настоящее время?». 73,8% студентов отметили необходимость нравственного воспитания, 50,4% - семейного воспитания, 47,5% - эстетического воспитания, 46,6% - правового воспитания, 40,7% - в равной степени физического и экологического воспитания; менее всего уделяется внимание религиозному воспитанию (13,5%).

Анализ активности студентов в свободное от занятий время свидетельствует о преобладании пассивных видов отдыха, поскольку основная масса студентов практически не занимается видами досуга, связанными с активной деятельностью. Так, большинство опрошенных студентов - 61,1% в свободное время общаются с друзьями, 39,8% посещают театры, концерты, выставки, музеи, 36,8% предпочитают читать художественную литературу либо посещать кинотеатры, 28,1% студентов колледжа проводят досуг на дискотеках, зрелищных мероприятиях. При этом наблюдается достаточно низкий процент посещаемости библиотек (3,8%), всего 4,8% студентов участвуют в художественной самодеятельности и 8,7% занимаются научно-исследовательской и общественной работой.

Таким образом, создавая модель формирования социальной активности студентов в условиях среднего профессионального учебного заведения необходимо в полной мере учитывать их индивидуально значимые ценности, а также сформированные личностные качества, т.е. существует объективная необходимость знания внутреннего мира молодежи, ее стремлений, интересов и личностных возможностей.

Литература.

1.      Иванова Г.П. Освоение нрственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях: Монография. – М.: Социум, 2001

2.      Никитина Н.Н., Балашова В.Г., Новичкова Н.М. Социально-педагогические основы самоопределения в ранней юности: Методическое пособие. – Ульяновск: УлГПУ, 2006

3.      Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002

Категория: Мои статьи | Добавил: elis-a (17.11.2011)
Просмотров: 1101 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Календарь

» Колонка новостей
   
[19.04.2015]
Московский международный салон образования ММСО 2015 (0)
[13.09.2012]
Турслет СПК (0)

» Архив записей

» Поиск

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    сайт Абрамовой Е.И.

    сайт СПКМГППУ


    Copyright Abramova E.I.© 2017