Среда, 23.08.2017, 05:09Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт преподавателя
Главная | Полезные ссылки |  Мой профиль | Выход
» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [22]

» Форма входа



             сайт Шакировой З.Ф.
            кнопка сайта:
     
Главная » Статьи » Мои статьи

Методика формирования социальной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом колледже

Актуальной проблемой среднего профессионального образования на сегодняшний день является рост числа студентов с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специальных (особых) подходах к обучению и воспитанию. Инвалидность у учащейся молодежи создает существенное ограничение их жизнедеятельности, может способствовать социальной дезадаптации, затруднениям в общении, обучении и овладении профессиональными навыками, а также являться социальной проблемой неравных возможностей. Важную роль в решении данной проблемы призвана сыграть сама система среднего профессионального образования, которая способна создать  условия для личностного развития будущего специалиста, формирования его социальных ценностей, обеспечивающих активную, успешную адаптацию и самореализацию в личностной, профессионально-трудовой и социально значимой деятельности.

Освоение студентами с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от образовательного учреждения определенных дополнительных мер, средств и усилий (например, разработки специальных программ, технологий, методик и т.д.). Результативность этих мер будет более эффективной при учете закономерностей, задач, сущности процесса социально-педагогической реабилитации таких студентов и специальной организации внеучебной деятельности учреждения.

Опыт работы со студентами, имеющими инвалидность, говорит о том, что существуют эффективные пути компенсации дефекта, одним из которых является социально-педагогическая реабилитация. Она приобретает все большее значение как процесс, осуществляемый в рамках общего реабилитационного процесса или самостоятельно направленный на раскрытие и реализацию творческого потенциала студентов, формирование их как личности, способной адаптироваться в условиях изменяющейся социальной среды. Важным аспектом при этом является социально-педагогическая работа с человеком в целом, ориентированная на развитие его как личности. Компенсация дефекта в такой ситуации становится как бы побочным результатом, происходит стихийно и не заметно для личности.

Следует отметить, что социально-педагогическая реабилитация имеет существенные отличия от социальной реабилитации. Отличительные особенности можно проследить как в определении понятий, так в практических целях, которые они преследуют:

Социальная реабилитация имеет целью восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости, его социальную адаптацию, устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, связанных с нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Целью социально-педагогической реабилитации выступает достижение, формирование социальной активности личности, т.е. способности личности самостоятельно усваивать социальный опыт, активно его использовать в своей практической деятельности, самостоятельно разрешать собственные проблемы и по мере накопления и совершенствования индивидуального опыта, позитивно влиять, изменяя и обогащая его.

Таким образом, можно отметить, что общим для данных видов реабилитации является направленность на социализацию студентов с ограниченными возможностями здоровья, особенным – наличие воспитательного аспекта в социально-педагогической реабилитации и нацеленность на изменение самой личности, выступающей объектом социально-педагогического воздействия, а также ее качественного параметра – социальной активности.

Одной из мер социально-педагогической реабилитации и социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования выступает реализация методики формирования социальной активности личности. Методика представляет собой последовательность и особенности реализации совокупности методов, средств, форм и направлений внеучебной деятельности с целью формирования социально активной личности студента. 

Задачами методики являются:

-                   достижение высокого уровня социальной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья благодаря организации совместной (социально-полезной) деятельности со здоровыми однокурсниками;

-                   использование разнообразных методов и форм (массовой, групповой и индивидуальной) воспитательной работы, рассчитанной на поэтапное формирование и развитие у студентов профессиональных качеств личности, обогащение эмоционального мира молодых людей нравственными переживаниями, чувствами, накопление индивидуального социального опыта;

-                   учет специализации в процессе формирования социальной активности будущего профессионала.

Реализация разработанной методики осуществляется во внеучебное время и предусматривает помощь студентам с ограниченными возможностями здоровья в компенсации психологических изменений (когда врожденный или приобретенный дефект занимает центральное место в формировании и становлении личности), в формировании положительных установок, развитии других способностей личности, способных  компенсировать инвалидность.

Также следует учитывать, что процесс формирования социальной активности имеет свои особенности в зависимости от вида инвалидизирующей патологии, пола и возраста студента, особенностей его социального положения. Так, у студентов с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 16-20 лет наличие ограничения жизнедеятельности может усугубить трудности жизнеобеспечения и общения, вызвать  изменение личности, ее социальную изоляцию и привести к асоциальному поведению. Поэтому методика формирования социальной активности студентов с инвалидностью должна быть направлена в сторону преодоления имеющихся ограничений жизнедеятельности, на поиск путей реализации собственных возможностей.

Методы формирования социальной активности личности относятся к группе методов социального воспитания и представляют собой способы взаимодействия между педагогами и студентами, способствующие организации жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие активность студентов и регулирующие их поведение. Ниже представлены некоторые группы методов, способствующие формированию социальной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование социальной активности начинается с развития когнитивной сферы таких студентов. Здесь возникает необходимость формирования объема, глубины, действенности знаний о жизненных ценностях, природе социальных отношений и поведения, своих возможностях в интеллектуальной, трудовой, досуговой, межполовой и др. сферах общения, умение использовать имеющуюся информацию о себе, людях, обществе. При воздействии на когнитивную сферу используются такие методы как:

-                   методы воздействия на интеллектуальную сферу: убеждения и самоубеждения;

-                   методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснения, внушение, этическая беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера.

Следующим этапом формирования социальной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья выступает развитие их оценочно-эмоциональной сферы, т.е. необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Здесь применимы таки методы, как внушение и самовнушение; методы формирования эмоционально-волевой сферы: требование, эмоциональное воздействие, общественное мнение, доверие, игра и др.

Вышеуказанные группы методов в сочетании с методами воздействия на мотивационную сферу личности способствуют формированию мировоззрения студентов. Формирование социальной активности, является процессом освоения определенных сфер общественного опыта, в результате которого возникают новые мотивы и потребности, их преобразование и соподчинение и т.п.

Методы воздействия на мотивационную сферу студентов включают стимулирование: методы поощрения и наказания, сравнения, соревнования, конкуренции, доверия, игры и др. Методы стимулирования имеют целью побуждение студента к определенному поведению через удовлетворение его потребностей и интересов. Воздействие на мотивационную сферу формирует умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию студентами своих потребностей, т.е. пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору мотивов и соответствующих им целей.

Важным этапом в процессе формирования социальной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья является развитие  поведенческой сферы. На данном этапе формируются способности к спонтанному гибкому поведению в нестандартных ситуациях, основанному на понимании и принятии внутренних мотивов, своих целей; способность к содействию и конструктивному сотрудничеству; открытость для нового поведенческого опыта; качества, помогающие молодому человеку реализовать свою индивидуальность в общественной деятельности и т.д.

При воздействии на поведенческую сферу студентов используются:

-                   методы воздействия на предметно-практическую сферу: методы воспитывающих ситуаций, метод социальной пробы;

-                   методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение и приучение с помощью игры, труда, использование драматизации, поручения, соревнования, методы поддержки, показа образцов, примеров, создание ситуации успеха.

Все указанные методы оказывают комплексное влияние на формирование социально активной личности студента с ограниченными возможностями здоровья.  Подходить к огромному арсеналу методов и способов формирования социальной активности студентов следует с позиций необходимости и достаточности, соблюдая чувство меры, порядка и связи.

Поскольку освоение социального опыта и формирование необходимых качеств личности происходит быстрее и на более глубоком уровне в процессе общения, участия в коллективных мероприятиях, и, в то же время, процесс формирования социальной активности подразумевает учет индивидуальных особенностей студента с ограниченными возможностями здоровья, эффективной организации внеучебной деятельности будет способствовать сочетание индивидуальной, групповой и массовых форм воспитания.

Таким образом, реализация методики формирования социальной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья позволяет активизировать потенциал социального воспитания в педагогическом колледже, включить педагогов к использованию этих возможностей в своей внеучебной работе с такими студентами, удовлетворить потребность молодежи к практическому участию в социально-значимой деятельности.

Литература

  1. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. Т.2: Теория воспитания \ Н.А. Морева. – М.: Академмия, 2008.
  2. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: учеб. пособие для студентов вузов / М.И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2008. .
  3. Социально-педагогические технологии в деятельности образовательного учреждения: Учеб. пособие для студ. вузов по специальностям «Социальная педагогика», «Социальная работа» / Под ред. Торохтия В.С. – М.: АНО «СПО «СОТИС», 2007.

Категория: Мои статьи | Добавил: elis-a (17.11.2011)
Просмотров: 2372 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Календарь

» Колонка новостей
   
[19.04.2015]
Московский международный салон образования ММСО 2015 (0)
[13.09.2012]
Турслет СПК (0)

» Архив записей

» Поиск

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    сайт Абрамовой Е.И.

    сайт СПКМГППУ


    Copyright Abramova E.I.© 2017