Вторник, 24.10.2017, 08:47Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт преподавателя
Главная | Полезные ссылки |  Мой профиль | Выход
» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [22]

» Форма входа



             сайт Шакировой З.Ф.
            кнопка сайта:
     
Главная » Статьи » Мои статьи

Личностные и профессиональные качества как компоненты социальной активности студентов педагогического колледжа

Формирование социальной активности в юности выступает условием и результатом успешного формирования социальной зрелости, приобретения необходимых качеств, посредством усвоения социального опыта. Важной особенностью данного возраста выступает становление активной жизненной позиции молодежи, которая позволяет достичь успеха, как в личностно-ориентированной, так и профессиональной деятельности, став полезным для общества человеком, осознав социальную значимость профессии, проявляя ответственность и социальную активность.

Определение сущности понятия «социальная активность студентов педагогического колледжа» как качества личности, вызывает необходимость исследования его компонентов и определения их места в общей структуре данного понятия.

Содержательная характеристика социальной активности студентов педагогического колледжа была определена на основе анализа понятия «социальная активность», возрастных особенностей студентов, обучающихся в условиях среднего профессионального образования, а также разработок ученых-педагогов (В.Ф. Бехтерев, И.П. Подласый, М.И. Рожков и др.) о критериях социальной активности, сформированности социальной и профессиональной позиции будущих педагогов.

Выступая интегративным качеством, направленным на взаимодействие с социальной средой и ее преобразование через различные виды деятельности (познавательную, общественную, трудовую и т.д.), социальная активность личности студента – педагога проявляется в профессионально и личностно значимых качествах будущего специалиста.

Качества личности в научной литературе рассматриваются как совокупность всех социально- и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое поведение в социальной и природной среде. И.Ф. Харламов понимает под личностным качеством закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях [3, с.322].

Понятие «интегративное» (от латинского integratio  -  восстановление, integer – целое),   является неким дополнением, указывающим на  необходимость целостного, всесовокупного подхода к определению понятия социальной активности. В соответствии с этим подходом личность представляется как сложная многоуровневая система, включающая многие аспекты нравственных качеств.

В нашем исследовании основой для выделения интегративных качеств социально активной личности педагога явились труды Ш.А. Амоношвили, В.А. Блюмкина, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, И.Ф. Харламова и др.

Среди представленного множества интегративных качеств личности мы отобрали те, которые наиболее отражают социальную активность будущего педагога и объединили их в три основных группы: гуманистические, деловые и гражданские качества личности.

Гуманистические качества обусловлены нравственными нормами и ценностями, а также системой установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), связаны с усвоением моральных норм. Гуманистические качества педагога включают в себя честность, справедливость, доброжелательность, доверие к другим людям, общительность, терпимость, чуткость и внимательность. Все гуманистические качества носят активный и позитивный характер.

Деловые качества личности выступают условием работоспособности личности, широкого кругозора и глубоких знаний в сфере своей деятельности. Это определенные универсальные качества человека и профессионала (будущего педагога), вне зависимости от конкретной сферы деятельности, в которой он будет реализовываться в будущем, но благодаря которым он может стать эффективнее остальных. Деловые качества включают трудолюбие, творческое отношение к работе, целеустремленность, организованность, инициативность, настойчивость, энергичность, самостоятельность и порядочность.

 Гражданские качества позволяют личности осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. Включение группы гражданских качеств определяется их востребовательностью в современном обществе. Формирование гражданских качеств у студентов позволит преодолеть такие негативные проявления как карьеризм, отчуждение человека от общества, вступление в асоциальные и антисоциальные неформальные группы. Гражданские качества включают в себя самоотверженность личности, требовательность к себе, самокритичность, общественную активность, патриотизм, уважение прав и свобод других людей, порядочность.

На базе педагогичсеких колледжей г.Москвы было проведено исследование личностных и профессиоанльных качеств студентов. Выборка участников опытно-экспериментальной работы составила 204 студента. Средний возраст опрошенных составил 18,5 лет; 20,6% - юношей, 79,4% - девушек. Для исследования студентов была разработана анкета, включающая блоки вопросов, посвященных изучению социальной активности как интегративного качества личности [2].

Для оценки профессиональных и личностно значимых качеств студентов применялась пятибалльная шкала оценок, ответы ранжировались по среднему баллу для каждой из предложенных позиций. Исследование деловых, гуманистических и гражданских качеств студентов представлены в таблицах 1, 2, 3.

Таблица 1.

Средние значения деловых личностных качеств у студентов педагогических колледжей

Качества

Средний балл

1. Трудолюбие

2. Творческое отношение к работе

3. Целеустремленность

5. Организованность

6. Инициативность

7. Настойчивость

8. Энергичность

9. Самостоятельность

10.Порядочность

3,56

3,56

3,91

3,65

3,43

3,77

4,05

4,06

4,32

Как видно из ответов, самооценка деловых качеств достаточно высокая и «разброс» от самой высокой до самой низкой оценки не очень большой, т.е. все перечисленные качества присущи студентам практически в одинаковой степени. Следует отметить, что в целом самооценка достаточно субъективна, но распределение ответов может служить ориентиром для формирования такого рода качеств студентов в колледже. При этом необходимо обратить внимание на формирование у студентов инициативности, организованности, трудолюбия и творческого отношения к работе.

Достаточно высокая степень представленности гуманистических качеств, также как и деловых, является важным условием для жизненной и профессиональной реализации личности, проявления позитивной социальной активности.

Таблица 2.

Средние значения гуманистических качеств у студентов педагогических колледжей

Качества

Средний балл

1. Честность

2. Справедливость

3. Доброжелательность

4. Доверие к другим

5. Общительность

6. Терпимость

7. Чуткость, внимательность

4,24

4,25

4,03

3,31

4,18

3,58

3,93

Результаты опроса показали весьма высокий уровень сформированности гуманистических качеств, однако здесь также как и в предыдущем случае не исключается завышенная самооценка и стремление принимать желаемое за действительное. В тоже время при организации воспитательной работы следует обратить внимание на формирование доверия к другим и терпимости.

Исходя из тех же самых позиций, что и в предыдущих вопросах, были изучены гражданские качества, присущие студентам колледжей.

Таблица 3.

Средние значения гражданских качеств у студентов педагогических колледжей

Качества

Средний балл

1. Самоотверженность

2. Требовательность к себе

3. Самокритичность

4. Общественная активность

5. Патриотизм

6. Уважение прав и свобод других людей

7. Гражданская совесть, порядочность

3,03

3,74

4,03

3,32

3,63

3,96

3,68

Как видно из таблицы уровень самооценки гражданских качеств несколько ниже гуманистических и деловых, что можно объяснить трансформацией общественного сознания (современное гражданское общество только набирает силу) и переоценкой приоритетов современной молодежи. При этом следует отметить, что высокий уровень сформированности гражданских качеств и ценностей призваны помочь современному молодому человеку свободно ориентироваться в ценностях общественной гражданской жизни в современном обществе с тем, чтобы реализовать свой гражданский потенциал как личности.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что к рассмотрению особенностей социальной активности студентов, обучающихся в педагогических колледжах, следует подходить с позиции учета не только возрастных, но и социальных, духовных характеристик личности студента как субъекта. 

 

Использованные источники

1.   Бехтерев В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания: Учебное пособие.– Красноярск: Краснояр. Гос. Ун-т., 1996. – 140с.

2.   Иванова Г.П., Шакирова Э.Ф. Методика формирования социальной активности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности. – М.: МПГУ, 2009. – 62 с.

3.   Харламов И.Ф. Педагогика. – Минск: Унiверсiтэцкае, 2000 – 560с.

Категория: Мои статьи | Добавил: elis-a (17.11.2011)
Просмотров: 9816 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Календарь

» Колонка новостей
   
[19.04.2015]
Московский международный салон образования ММСО 2015 (0)
[13.09.2012]
Турслет СПК (0)

» Архив записей

» Поиск

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    сайт Абрамовой Е.И.

    сайт СПКМГППУ


    Copyright Abramova E.I.© 2017