Среда, 23.08.2017, 05:21Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт преподавателя
Главная | Полезные ссылки |  Мой профиль | Выход
» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [22]

» Форма входа



             сайт Шакировой З.Ф.
            кнопка сайта:
     
Главная » Статьи » Мои статьи

К вопросу о роли педагога как носителя социальной активности

Одним из условий эффективности формирования социальной активности у студентов педагогического колледжа является представленность данного качества у педагога, осуществляющего совместную деятельность с учащимися.

Педагог – непосредственный субъект образовательного процесса, создатель множества учебных и воспитательных ситуаций в условиях педагогического колледжа. Преподаватель, в первую очередь, заботится о качестве преподаваемой им учебной дисциплины и в то же время ему необходимо заострять внимание на специфических свойствах и особенностях формирования личности студентов.

Исследуемый возрастной период (ранняя юность или юношеский возраст) характеризуется как этап интенсивного взросления, перехода к взрослой жизни и одновременно начала сознательной жизни [2, с. 35]. То есть, с одной стороны, студенты педагогического колледжа – уже самостоятельные и взрослые люди, отвечающие за свои поступки и действия. С другой стороны, они еще в недостаточной степени сформированные личности, склонные к максимализму и полярности в своих оценках, мотивах, интересах, убеждениях.

Конечной целью обучения в среднем профессиональной учебном заведении является наличие у выпускника целого комплекса специфических профессиональных качеств. Одним из важных в современных условиях  качеств выпускника педагогического колледжа выступает социальная активность личности.

Социальная активность как качество личности будущего педагога представляет собой совокупность социально и профессионально обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое, ориентированное на нравственные идеалы и нормы поведение в социальной среде. Отсюда следует предположить, что социальная активность – интегративное качество, включающее социальные, профессиональные и нравственные качества личности.

В данном случае вопрос формирования социальных и профессиональных качеств зависит не только от выбора педагогом форм обучения и воспитания (воспитательной работы), но и от представленности у него этих качеств.

В связи с недостаточной изученностью и актуальностью формирования социальной активности студентов – будущих педагогов, на базе Социально-педагогического колледжа Московского городского психолого-педагогического университета было проведено исследование (опрос) педагогического коллектива. Цель исследования заключалась в изучении нравственных, социальных и профессиональных качеств педагогов, а также определении оптимальных путей формирования социальной активности студентов – будущих педагогов.

Конкретные задачи определились необходимостью выявить:

·         уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью;

·         уровень удовлетворенности отношениями и своим положение в коллективе;

·         личностно-значимые, деловые и гражданские качества;

·         участие в общественной жизни;

·         качества личности, мешающие осуществлению становления социальной активности студентов – будущих педагогов;

·         качества, которыми должен обладать студент педагогического колледжа;

Решение данного круга задач позволит, на наш взгляд, иметь целостное представление о качествах личности педагогов, различных сторонах организации педагогического процесса (в том числе внеучебной деятельности) в колледже, а также о способности педагогического коллектива к организации деятельности по формированию социальной активности студентов.

В исследовании приняли участие 25 педагогов Социально-педагогического колледжа МГППУ в возрасте от 21 до 55 лет. 96% опрошенных педагогов имеют высшее образование. Педагогический стаж респондентов на момент исследования составил: 20% - до 3-х лет, 48% - от 4 до 10 лет, 8% - от 11 до 20 лет, 24% свыше 20 лет.

Уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью и отношениями с коллегами является предпосылкой эффективного выполнения своей работы, отношения к педагогической деятельности, стремления к творческому поиску и потребности в самовоспитании, что в свою очередь имеет немаловажное значение для формирования как собственной социально активной позиции, так и социальной активности студентов.

Так, на вопрос: нравится ли вам профессия педагога? 36%  педагогов оценили свою профессию как самую лучшую, 56% удовлетворены своей профессией, хотя считаю, что есть профессии и более интересные, 8% - затруднились ответить.

Удовлетворенность характером взаимоотношений с коллегами по работе показал, что большинство педагогов – 68% - удовлетворены полностью, 32% - частично.  Однако во взаимоотношениях с учащимися 48% педагогов имеют трудности (оценили как частичную удовлетворенность) и 52% удовлетворены взаимоотношениями полностью. Примерно такая же картина проявляется во взаимоотношениях с родителями учащихся: 52% - удовлетворены частично и 40% - полностью.

Как видно из ответов, в педагогическом коллективе следует обратить особое внимание на повышение мотивации к профессиональной деятельности и формирование конструктивных межличностных отношений (как среди коллег, так и со студентами), возможно также на решение возникающих в педагогическом процессе конфликтных ситуаций.

Важным моментом создания системы формирования социальной активности у молодежи является знание ценностных ориентаций педагогов на личностные и социальные ценности. Качества личности будущего педагога выступают не абстрактными ориентирами и завышенными притязаниями, они спроектированы как составляющие профессионального потенциала педагога [1] и выступают целью его подготовки.

Значимость личностных ценностей среди педагогов была проранжирована по пятибалльной системе (представлены ценности, выделенные педагогами как имеющие принципиально важное значение): счастливая семейная жизнь – 96%; здоровье – 88%; любовь, любимый человек – 72%; интересная работа – 72%; творчество – 48%; личная свобода – 48%; овладение знаниями, культурой – 44%; социальное равенство – 28%; высокий заработок – 24%.

Распределение ответов респондентов по ценностным установкам показывает высокий уровень ориентации на ценности личностного плана. Весьма значительно то, что педагоги предают достаточно высокое значение интересной работе, что также доказывает необходимость организации работы по повышению мотивации к профессиональной деятельности.

Меньше всего педагоги придают значение таким ценностям как удовольствия и развлечения (16%), общественное признание (20%), престижная работа (20%).

Деловые личностные качества являются составной частью социально активной личности и высоко ценятся в профессиональной деятельности. Оценка наличия деловых личностных качеств также предлагалась по пятибалльной шкале: порядочность – 100%; самостоятельность – 88%; целеустремленность – 88%; творческое отношение к работе – 88%; трудолюбие – 84%; организованность – 80%; энергичность – 60%; настойчивость – 60%; инициативность 48%.

Как видно из ответов основные деловые качества, присущие социально активной личности педагогами отмечены, однако такое важное качество как «инициативность» отметили лишь половина опрошенных педагогов.

Другой составной частью социальной активности выступают гражданские качества личности. Среди своих гражданских качеств педагоги выделили: 92% - гражданскую совесть, порядочность, 84% - требовательность к себе и уважение прав и свобод других людей, 76% - самокритичность, 72% - готовность постоять за других, 56% - самоотверженность, 52% - патриотизм, 36% - гражданское мужество и 32% - общественную активность. В данном случае уровень самооценки такого качества как «общественная активность» низкий, что требует организации работы с педагогическим коллективом по этому направлению.

Одним из аспектов социальной активности личности является участие в общественной жизни. Распределения ответов показывают, что 68% педагогов участвуют в общественной жизни колледжа, 16% - не участвуют, 16% - затруднились ответить. Из участвующих в общественной жизни педагогов 52% отнесли к общественной жизни внеучебную деятельность (внеучебные выездные мероприятия, туристические слеты, посещение театров и др.), 24% занимаются оказанием социальной помощи нуждающимся, 20% - участвуют в патриотических мероприятиях, 16% - занимаются организационной и психолого-педагогической работой, 4% - участвуют в волонтерском движении.

Одним из аспектов организации деятельности по формированию социальной активности студенческой молодежи является разработка идеального образа, модели личности, которая будет выступать целью воспитательной работы в педагогическом колледже. С этой целью было изучено мнение педагогов относительно того какие качества личности, мешают становлению социальной активности студентов – будущих педагогов и какими качествами студент должен обладать. Ответы педагогов по отношению к социально-отрицательным качествам следующие: снижение уровня культурных и духовных интересов отметили 60% педагогов; потребительское, узкопрактическое отношение к жизни – 56 %; наркоманию, токсикоманию выделили 52% опрошенных; вредные привычки (курение, употребление спиртного, сквернословие) отметили 44% респондентов; принижение значения таких качеств как справедливость, честность, ответственность, чувство долга выделили 40% педагогов; необязательность, неумение держать данное слово выделяют 36% респондентов; безответственное отношение к своему будущему и неуважение к общественному порядку и нормам общественной морали разделили 32% педагогов; иждивенчество и неуважение по отношению к взрослым отметили 28% опрошенных.

Кроме того, профессионально непригодным, по мнению педагогов, является студент, обладающий такими качествами как агрессивность, равнодушие к другим людям и циничность.

Анализ результатов по определению качеств, которыми, по мнению педагогов, должен обладать студент колледжа показывает, что он должен быть в значительной степени терпимостью, оптимизмом, гуманностью (96%), социально активным и порядочным (92%), готовым к переменам в жизни и обладать «деловой хваткой» (88%), обладать в равной степени такими качествами как индивидуализм, прагматизм и скромность (72%).

Следует отметить, что такое качество как индивидуализм современными педагогами уже не рассматривается как негативное, что свидетельствует об изменении сознания в сторону ценностей западного мира и системы экономики рыночного типа. Данное качество воспринимается как положительное и, скорее всего, соотносится с ориентацией на собственные интересы и интересы общества, в том числе на те, которые не совпадают с интересами личности. Поэтому в системе воспитания социальной активности у студентов педагогического колледжа следует уделить внимание формирующемуся у молодого человека балансу личных и общественных интересов.

Таким образом, анализ ответов респондентов показывает, что социальные и профессиональные качества, а также качества, присущие социально активной личности в целом представлены в иерархии ценностей педагогов. Однако при этом некоторые аспекты профессиональной деятельности требуют большего изучения и анализа.

Литература.

1.        Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Кн.1:Общие основы. Процесс обучения. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 576с.

2.        Пурин В.Д. Педагогика среднего профессионального образования / В.Д. Пурин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 256с.

Категория: Мои статьи | Добавил: elis-a (17.11.2011)
Просмотров: 1068 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Календарь

» Колонка новостей
   
[19.04.2015]
Московский международный салон образования ММСО 2015 (0)
[13.09.2012]
Турслет СПК (0)

» Архив записей

» Поиск

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    сайт Абрамовой Е.И.

    сайт СПКМГППУ


    Copyright Abramova E.I.© 2017