Вторник, 24.10.2017, 08:43Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт преподавателя
Главная | Полезные ссылки |  Мой профиль | Выход
» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [22]

» Форма входа



             сайт Шакировой З.Ф.
            кнопка сайта:
     
Главная » Статьи » Мои статьи

К проблеме воспитания социальной активности студентов в условиях среднего профессионального образования

В современных социально-экономических условиях, когда предъявляются высокие требования к личности молодого специалиста, большое внимание уделяется воспитанию социальной активности, которая является одним из источников развития человека как субъекта своей профессиональной деятельности. Поэтому решение проблемы воспитания социальной активности студентов в условиях среднего профессионального образования становится все более актуальной.

Социальная активность личности изучается на разных уровнях. Методологический аспект данной проблемы изучали Е.А. Ануфриев, Г.С. Арефьева, Л.П. Буева, В.Г. Мордкович и др.; социальный аспект – И.С. Кон, Т.С. Лапина и др.; психологический аспект – Б.Ф. Ломов, В.Г. Маралов и др.; педагогический аспект – Т.Н. Мальковская, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин и др. Вопросами формирования социально активной личности будущего педагога занимались С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин и др.

Слово «активность» происходит от латинского «aktivus», которое обычно толкуется как действие, поступок, деяние. В различных областях знания понятие имеет свою трактовку и приобретает отличительные особенности, поэтому в социологии рассматривается социальная активность, в политологии – политическая активность, в педагогике – активное обучение, в психологии – активность личности.

На сегодняшний день термин активности приобрел широкий смысл. Это обусловлено тем, что в различных сферах науки он используется как самостоятельно, так и в качестве дополнительного термина в различных сочетаниях, образуя самостоятельные понятия: активный человек, активное обучение, активный элемент системы, активная жизненная позиция и т.д.

 Особенностью активного отношения человека к среде является его сознательный характер, обуславливающий не столько приспособление субъекта социальной жизни к действительности, сколько изменение, преобразование последней в своих целях. Это является важнейшей чертой социальной активности, которая выражается через деятельность и поведение человека.

Социальная активность выступает и интегративным качеством личности и совокупностью социально значимых действий. Проведенный контент-анализ понятия «социальная активность» позволил выделить три основных подхода к нему.

Социальная активность как свойство личности выражается в проявлении желания и умения самостоятельно, без личной пользы, сознательно участвовать в различных видах общественной работы; умении адаптироваться в социуме, решать социально значимые задачи, принимать законы и нормы социальной жизни.

Социальная активность как отношение к деятельности рассматривается в качестве более или менее энергичной самодеятельности, направленной на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов (В.Ф. Бехтерев).

Социальная активность как мера социальной деятельности проявляется в ориентации ее целей на интересы общества и личности как члена этого общества (В.А.Смирнов).

Формирование социальной активности должно входить в задачи воспитательной работы среднего профессионального образовательного учреждения. Особо актуальна данная проблема для современных специалистов в области социальной педагогики. Личностные качества будущих специалистов складываются в результате учебно-профессиональной, внеучебной деятельности и общения. Социальная активность как сложное образование личности, включает осознание ею значимости профессиональной деятельности, готовности и желания участвовать в ней, умения действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность.

Эффективное формирование социальной активности студентов в системе СПО предполагает наличие определенных условий, дефицит которых характеризует многие образовательные учреждения. К таким условиям, влияющих на степень активности будущих специалистов, предположительно относятся:

-   направленность образования на личность учащегося, личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе, взгляд на него как на «субъект» обучения;

-   четкое целеполагание в воспитательной работе, система комплексного планирования задач, соответствие содержания, форм и методов конкретным условиям;

-   единство между учебным и воспитательным процессом образовательного учреждения;

-   постоянный анализ воспитательной работы, организация ее как системы, недопущение формализма в воспитательной деятельности.

Кроме того, на степень социальной активности студенчества оказывают влияние нарушение принципа социальной справедливости, администрирование, плохая учебно-материальная база, бытовая неустроенность и т.д.

Литература.

  1. Бехтерев В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания: Учеб. пособие. – Красноярск: КГУ, 1996 – 140с.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 480с.
  3. Общественная активность молодежи / Сост. В.Г. Мордкович – М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1970. – 176с.
  4. Смирнова В.А. Социальная активность советских рабочих. Некоторые методологические и социологические аспекты проблемы. – М.: Политиздат, 1979. 
Категория: Мои статьи | Добавил: elis-a (17.11.2011)
Просмотров: 939 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Календарь

» Колонка новостей
   
[19.04.2015]
Московский международный салон образования ММСО 2015 (0)
[13.09.2012]
Турслет СПК (0)

» Архив записей

» Поиск

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    сайт Абрамовой Е.И.

    сайт СПКМГППУ


    Copyright Abramova E.I.© 2017