Среда, 23.08.2017, 05:15Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт преподавателя
Главная | Полезные ссылки |  Мой профиль | Выход
» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [22]

» Форма входа



             сайт Шакировой З.Ф.
            кнопка сайта:
     
Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование социальной активности учащейся молодежи как проблема современного образования

Динамика современной социально-экономической ситуации в стране предопределила особое внимание к необходимости развития позитивной социальной активности молодого поколения. В Национальной доктрине развития образования в РФ отмечается, что главной целью развития системы образования нашей страны является формирование гармонично развитой, творческой, социально активной личности.

Отечественные и зарубежные исследователи неоднократно обращались к проблеме социальной активности личности, однако существующие на сегодняшний день разработки не учитывают в полной мере особенностей сложившейся социально-педагогической ситуации. Данное обстоятельство вызывает необходимость педагогической практики в научно-методическом обосновании вопросов формирования социально активной личности в новых социально-экономических и политических условиях.

В научной литературе существует неоднозначность в определении понятия «социальная активность». Различная трактовка порождена сложностью самого объекта исследования, в частности, разнообразием его форм, вариантов.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть изучаемое явление с позиций разных наук. С позиции философии социальная активность представляет собой тип активности, характерный для человека, соответствующий социальному уровню организации материи, обусловленный и проявляющийся при взаимодействии субъекта с социальной средой в социальной деятельности, в процессе которого происходит преобразование субъекта и среды.

В социологии исследование социальной активности связано с изучением социальных механизмов активности людей, установлением причин и путей повышения социальной активности человека. Социальная активность рассматривается как социологическая категория, характеризующаяся совокупностью свойств (качеств) социального субъекта (личности, группы, общества в целом), посредством которых субъект саморазвивается к определившейся для него цели, отражающей объективные законы общественного развития [3, с. 24].

В психологической литературе внимание уделяется изучению внутренних факторов развития социальной активности (в качестве источника выступают потребности), рассматривается как сложное состояние и одновременно свойство человека-представителя социального мира, взаимодействующего с окружающей действительностью, средой.

В педагогике развитие социальной активности является одной из важнейших задач воспитания личности и рассматривается как деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе исторического опыта человечества, проявляясь в творческой деятельности, волевых актах, общении.

Исходя из позиций разных наук к понятию, можно заключить, что социальную активность можно рассматривать: как сложное общественное явление; как свойство личности; как состояние деятельности.

Контент-анализ авторских подходов к определению сущности изучаемого явления (Е.А. Ануфриев, Г.С. Арефьева, Бехтерев В.Ф., Лапина Т.С., Т.Н. Мальковская, В.Г.Мордкович и др.), позволил дополнить вышеприведенный список позиций новыми характеристиками категории «социальная активность»:

­   это ценностное понимание социальной действительности;

­   социально значимые действия;

­   внутренняя готовность к деятельности;

­   творческое отношение к деятельности;

­   энергичная самодеятельность личности, направленная на преобразование действительности и самого субъекта.

Перед российским образованием встает задача создания условий для формирования социальной активности ее граждан с ориентацией на общечеловеческие нравственные ценности.

Социальная активность не может существовать изолировано от свойств личности и самой личности, поэтому было бы ошибочно «отрывать» активность от нравственной основы личности. Такие нравственные ценности как доброта, честность, гуманизм, существуют в конкретных поступках, действиях, поведении и проявляются в активной заинтересованности, чувстве собственного достоинства, уважения к окружающим. Следовательно, активность должна выступать одним из критериев нравственности человека.

Подлинная социальная активность должна обеспечивать положительную динамику личности; способствовать адекватному выбору целей и ориентиров, творческого отношения к деятельности, окружающим, себе; способствовать созданию материальных и духовных ценностей.

Особый смысл нравственная активность приобретает по отношению к личности молодого поколения. Согласно мнению В.Ф. Бехтерва [1, с.28] главным основанием активности выступает нравственная направленность (позитивная активность) или ее отсутствие (негативная активность). Социальная активность выступает качеством гражданина, а гражданственность может рассматриваться как слияние активности и нравственности. В качестве же основных двух критериев активности выступают: внешний (количественный) – практическая польза от личности и внутренний (качественный, «идеальный») – мотивы, интересы, чувства, отношения личности.

В рамках нашего исследования субъектом социальной активности выступает учащаяся молодежь – студенчество. В целом студенчеству присущ весь диапазон социальной активности, характерный для личностей современного общества. Но структура видов активности обладает своеобразием, вытекающим из содержания жизнедеятельности молодежи. Данный возраст является периодом особенно активного освоения мира, в котором субъект уже может использовать некоторый личный опыт. Все формы общественных отношений и все виды активности личность пропускает через свои  установки и нравственные оценки.

Выражением социальной активности учащейся молодежи может выступать разностороннее участие в различных сферах жизнедеятельности учебного заведения, района, города и общества в целом.

В зависимости от характера отношения личности к окружающему миру и взаимодействия с другими людьми социальная активность студенческой молодежи представляет систему компонентов [2, с. 72]:

­   учебно-познавательная активность (участие в различных формах учебного процесса);

­   общественно-политическая  активность (качественная и количественная деятельность студенческой молодежи в сфере социально-политических и правовых отношений);

­   активность в сфере культуры и быта (повседневные действия, связанные с материальным и духовным потреблением, социализацией молодого поколения, его интересами, устремлениями, ориентациями).

Формирование активности – актуальная цель современного российского образования, т.к. данное качество выражает сущность человека и раскрывает его потенциальные возможности.

Литература

1.     Бехтерев В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания: Учебное пособие.– Красноярск: Краснояр. Гос. Ун-т., 1996. – 140с.

2.     Потапова С.А. Социальная активность студенческой молодежи современного молодого города (На материалах г.Нижнекамска). – СПб.: Изд-во6 Инфро-да, 2005. – 142с.

3.     Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т.1 / Национальный общественно-научный фонд. – М.: Мысль, 2003. – 694с.

Категория: Мои статьи | Добавил: elis-a (17.11.2011)
Просмотров: 3299 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Календарь

» Колонка новостей
   
[19.04.2015]
Московский международный салон образования ММСО 2015 (0)
[13.09.2012]
Турслет СПК (0)

» Архив записей

» Поиск

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    сайт Абрамовой Е.И.

    сайт СПКМГППУ


    Copyright Abramova E.I.© 2017