Вторник, 24.10.2017, 08:35Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт преподавателя
Главная | Полезные ссылки |  Мой профиль | Выход
» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [22]

» Форма входа



             сайт Шакировой З.Ф.
            кнопка сайта:
     
Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование социальной активности у студентов с ограниченными возможностями здоровья во внеучебной деятельности

В настоящее время актуальной проблемой среднего профессионального образования является рост числа студентов, испытывающих различного рода затруднения в процессе обучения и адаптации. Среди таких учащихся достаточно часто встречаются студенты, которые нуждаются в специальных (особых) подходах к обучению и воспитанию.

Традиционный подход к проблемам студентов, имеющих особенности в развитии не дает таким учащимся возможности развивать и использовать свои потенциальные способности, усугубляет их изолированность, создает недоступность окружающей среды, сфер применения своих возможностей. Инвалидность у студентов означает не только существенное ограничение их жизнедеятельности, она также может способствовать социальной дезадаптации, затруднениям в общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Кроме того, проблема инвалидности в условиях образовательного учреждения является социальной проблемой неравных возможностей.

Следует также отметить, что учащиеся с ОВЗ зачастую имеют проблемы личностного характера. Как правило, это – низкая мотивация к обучению и к профессиональной деятельности, ориентация на материальное вознаграждение как смысл профессиональной деятельности, низкий уровень познавательного развития; недостаточная сформированность профессиональных планов; потребительская позиция и др.

Для решения данных проблемы в современной ситуации необходимо не только создавать социальные институты коррекционно-компенсаторной направленности, развивать дифференцированное и интегративное обучение учащихся с особыми потребностями, но и формировать у них собственную социальную активность.

Социальную активность следует рассматривать как устойчивое свойство личности, ее характерологическую черту. В этом плане социальная активность проявляется в целеустремленности, инициативности, жизнедеятельности, в высокой требовательности к себе, в ответственности и принципиальности; реализуется в виде социально-полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Она развивается через систему связей учащегося с ограниченными возможностями здоровья с окружающей средой в процессе познания, деятельности и общения; может иметь различную  степень проявления. Уровень социальной активности зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.

Социальная активность личности учащегося с ограниченными возможностями – это интегральное общественное качество, включающее в себя наличие необходимых знаний и умений, проявляющихся в инициативной деятельности; совокупность социально значимых действий, направленных на интенсивное, осознанное взаимодействие  с социальной средой; ценностное понимание социальной действительности. Развитие и формирование этого качества происходит в многообразной общественно значимой деятельности, в результате которой обеспечивается глубокое и полное саморазвитие личности.

В условиях среднего профессионального образования одним из путей формирования социальной активности личности студентов с ограниченными возможностями здоровья является создание системы внеучебной деятельности.

В целом внеучебная деятельность студентов представляет собой одну из подсистем образовательного процесса педагогического колледжа. Так, в содержании учебного процесса превалирует формирование научных представлений, мировоззрения, знаний, понятий, общепрофессиональных умений и навыков. Содержание внеучебной деятельности составляет формирование трудовых навыков, социально-значимых отношений, норм, правил, идеалов, установок, мотивов, способов и правил общественно-ценного гуманистического отношения к людям, обществу, миру.

Учебный процесс, кроме образовательных целей, одновременной содействует решению задач воспитания и развития личности, а внеучебная деятельность влияет на образованность личности, служит непосредственным фактором стимулирования социальной активности будущего специалиста. Внеучебная деятельность может помочь учащемуся с ограниченными возможностями здоровья осознать мир, в котором он живет, людей, которые его окружают, воспринять эстетические ценности, оценить достижения науки, ценности бытия, отношения к миру, природе и т.д.

В воспитательной внеучебной работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья следует выделить три группы функций.

Первая группа связана с непосредственным воздействием педагога на учащегося с особыми потребностями: изучение индивидуальных особенностей его развития, окружения, интересов; реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с  таким студентом; анализ эффективности воспитательных воздействий.

Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды: сплочение коллектива (интеграция в студенческий коллектив); включение учащихся с особыми потребностями в разнообразные виды социальной деятельности;

Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений учащегося с ограниченными возможностями здоровья: взаимодействие с педагогическим коллективом; нейтрализация негативных воздействий социума; взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

К основным направлениям внеучебной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в рамках среднего профессионального учебного заведения относятся:

­ работа по гражданско-патриотическому воспитанию (участие в мероприятиях, тематических вечерах, поездки на выставки, фестивали и др.);

­ организационная и информационно-методическая работа (оформление стендов, консультации по различным вопросам и др.);

­ организация и проведение традиционных мероприятий (день знаний, день учителя, КВН и др.);

­ научно-исследовательская работа студентов (методические семинары, , участие в круглых столах, конференциях и др.);

­ физкультурно-оздоровительная работа (участие во внеучебной спортивно-массовой работе: секции, спортивные праздники и соревнования, организация отдыха в оздоровительных лагерях в летний период);

­ общественно-профессиональная деятельность (организация профессиональных консультаций, профессионального информирования, проведение различных мероприятий);

Непосредственно внеучебную работу со студентами ведут специалисты различного профиля в соответствии с составом воспитательных структур и подразделений: кураторы, психолог, социальный педагог, педагог-организатор.

К основным формам и методам внеучебной работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья можно отнести: информационную и пропагандистскую деятельность; научно-исследовательскую деятельность; культурно-просветительскую работу; профориентационную работу; организацию трудоустройства и вторичной занятости; спортивно-оздоровительную работу и профилактику социальных вредностей; кружки по интересам и различным направлениям деятельности; повышение квалификации педагогов по вопросам воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В проводимой педагогом воспитательной внеучебной работе основное место занимает организаторская деятельность, в которой он реализует весь комплекс соответствующих функций: целеполагание, планирование, координация, анализ эффективности и т. п.

Наряду с вышеперечисленными особенностями и направлениями внеучебной деятельности с учащимися с ОВЗ важную роль играет учет заболевания, в соответствии с которым будет подбираться та или иная форма работы.

Так, прежде чем организовать внеучебную деятельность со студентами, имеющими диагноз ДЦП, педагогу необходимо знать, что из себя представляет это заболевание. В самом общем смысле ДЦП – заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественное положение тела. Поэтому к формам внеучебной деятельности с этой категорией учащихся целесообразнее будет отнести мероприятия, направленные на:

­ формирование коммуникативных качеств (использование диалоговых форм: диспут; КВН; включение в коллективные, микрогрупповые и межличностные отношения);

­ обогащение эмоционального опыта (участие в разнообразных мероприятиях: театр инвалидов, дни здоровья, посещение культурно-массовых мероприятий: театров, музеев и др.);

­ проектирование общественных взаимодействий (включение в систему ученического самоуправления, установление контактов с общественными организациями, другими учебными заведениями для обмена опытом);

­ формирование личностной ориентации (диагностика профессионально-личностного потенциала; использование диалоговых форм, например, «философский стол» - коллективная интеллектуальная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явлений жизни).

В целом соотношение используемых воспитательных форм работы с учащимися во внеучебное время определяется характером воспитательных задач, уровнем развития межличностных отношений, индивидуальными особенностями членов учебной группы, конкретной ситуацией.

Литература:

1.Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М.: Педагогика, 1988.

2.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Категория: Мои статьи | Добавил: elis-a (17.11.2011)
Просмотров: 1442 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Календарь

» Колонка новостей
   
[19.04.2015]
Московский международный салон образования ММСО 2015 (0)
[13.09.2012]
Турслет СПК (0)

» Архив записей

» Поиск

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    сайт Абрамовой Е.И.

    сайт СПКМГППУ


    Copyright Abramova E.I.© 2017