Среда, 23.08.2017, 05:17Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт преподавателя
Главная | Полезные ссылки |  Мой профиль | Выход
» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [22]

» Форма входа



             сайт Шакировой З.Ф.
            кнопка сайта:
     
Главная » Статьи » Мои статьи

Активные методы обучения как способ формирования профессиональной мотивации учащихся колледжа

Проблема профессионального и личностного становления в процессе обучения в колледже становится все более актуальной в современной науке и практике. Однако большинство выпускников вузов и колледжей зачастую не готово к практической работе в постоянно меняющихся условиях. Методика профессионального обучения во многих образовательных учреждениях характеризуется устойчивым сохранением сложившихся традиционных подходов к обучению и воспитанию учащихся по готовым учебным планам и программам. Такой подход ориентирован на информационно-иллюстративное построение образовательного процесса и  передачу готовых знаний и умений, что не может обеспечить у обучающегося целостных представлений о сфере его профессиональной самореализации. Возникает необходимость формирования профессиональной мотивации будущих специалистов с целью выработки у них способности преобразовывать свои знания и опыт таким образом, чтобы решать более успешно любые профессиональные задачи.

Важное место в интенсификации процесса обучения специалиста в колледже должно занять использование методов активной подготовки, хорошо зарекомендовавших себя при обучении специалистов в вузах и учащихся учреждений базового профессионального образования.

Профессиональное обучение в целом является планомерно организованной деятельностью преподавателей и студентов, направленной на овладение обучаемыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, умениями самостоятельно анализировать производственные ситуации и находить решения, а также на всестороннее развитие умственных и физических способностей обучающихся [3].

Повышение эффективности профессионального обучения во многом зависит от того, какие методы применяют преподаватели во время учебных занятий, насколько обоснованно умеют они выбирать и применять в учебном процессе необходимые формы и дидактические средства обучения. Различные подходы как к самому понятию «методы активного обучения», так и к их исследованию в учебно-познавательном процессе при подготовке специалистов раскрыты в исследованиях А.А. Вербицкого, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, Н.В. Семеновой,  И.М. Шамовой, и других ученых [1,6,7,10 и др.].

За последнее десятилетие проблема формирования учебной и профессиональной мотивации студентов с помощью активных методов обучения в средних специальных учебных заведениях (в том числе в условиях колледжа) исследовалась различными отечественными учеными. Так, одни рассматривают активные методы обучения как средство профессионального самоопределения и профессиональной подготовки студентов средних специальных учебных заведений, другие – исследуют психологические условия применения активных методов обучения и развития профессиональной мотивации в процессе подготовки будущих специалистов, третьи – рассматривают формирование мотивационной включенности студентов ССУЗов в учебную деятельность как фактор адаптации к профессии.

Мотивация является объектом многостороннего теоретического и экспериментального изучения в зарубежных и отечественных исследованиях и представляет собой весьма объемную сложную область. Сложность и многоаспектность проблем мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также методам ее изучения. Так, Л.С. Выготским мотивация рассматривается как сложная «психическая система», т.е. как система центра психических феноменов, - мотивов, регулирующих деятельность и поведение человека [2].

Российская педагогическая энциклопедия дает следующее определение данному понятию: «мотивы – это побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности» [8; с. 596].

Рассматривая данную проблему, следует различать два на первый взгляд схожих понятия «стимулирование» и «мотивация» учебной деятельности. Согласно исследованиям М.Г. Ковтунович [4] деятельность обучаемых происходит под влиянием не только мотивов, но и многообразных внешних воздействий. Последние при определенных обстоятельствах могут выступать как побудители деятельности (внешние стимулы). Под «стимулом» следует понимать причину, побуждающую к деятельности, создающую благоприятные условия для развития. Стимулы побуждают активную деятельность через мотивы, которые они вызывают и формируют. Так как стимулирование выполняет мотивирующую функцию, то их целенаправленное предъявление личности составляет отдельный вид деятельности субъектов, который вызывается стимулированием.

К рассмотрению особенностей мотивации деятельности учащихся колледжей следует подходить с позиции учета не только возрастных, но и социальных, духовных характеристик личности студента как субъекта. Студенческий возраст, имеющий, как правила, границы от 17 до 21-22 лет, открывает ступень индивидуализации, которая, представляет собой особый этап в духовной жизни человека, связанный с поиском своего места в мире, приобщенности к нему, с выработкой собственного мировоззрения, с определением своей самобытности и уникальности.

Время учебы в колледже совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. В психологии признано, что ядром, стержнем личности является направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность личности в юношеском возрасте характеризуется ее ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, мотивами.

Для процесса формирования будущих специалистов важное значение имеет знание уровня профессиональной направленности учащихся. Э.Ф. Зеер отмечает: «профнаправленность – это интегративное качество личности, которое определяет отношение человека к профессии. Она придает всей учебно-трудовой деятельности учащегося глубокий личностный смысл, резко повышая тем самым качество усвоения профессиональных знаний, умений, навыков» [3; с.118]. Направленность как система развивающихся побуждений качественно изменяется в процессе профессионального развития учащегося.

К составляющим профессиональной направленности следует отнести следующие компоненты:

система ценностных ориентаций, связанных с профессиональными устремлениями человека (социальная значимость и престиж профессии, содержание профессионального труда, возможности совершенствования и самоутверждения, «инструментальные» ценности профессии как средства достижения других жизненных благ);

профессиональные интересы, выражающие личную приязнь к конкретному виду труда, имеющему для человека эмоциональную привлекательность;

мотивы, т.е. совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность личности и определяющих ее направленность;

отношение личности к профессии (динамическая система отношений к профессионально значимым видам деятельности, условиям и способам их выполнения, формам профессиональной подготовки и членам профессиональных групп, коллективов).

При высоком уровне профнаправленности у студента преобладают высокие духовные мотивы выбора профессии, а в кругу профессиональных интересов преобладают такие, которые удовлетворяются в активно-деятельностных формах. При низком уровне профессиональной направленности преобладают материальные мотивы выбора профессии, косвенные мотивы, внешние по отношению к данной профессии, а интерес к данной деятельности отсутствует либо преобладают относительно пассивные по своему характеру интересы.

Под методами обучения следует понимать способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося, направленные на овладение учащимися знаний, умений, навыков, на воспитание и развитие в процессе обучения. Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели – усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого мышления и познавательных интересов и способностей учащихся, воспитание личности в процессе овладения знаниями и умениями [5, 88].

Все многообразие методов обучения можно разделить на четыре группы (Л.Г. Семушина, Г.Н. Ярошенко [9]):

-   информационно-развивающие (лекция, объяснение, рассказ, беседа, самостоятельная работа с книгой, обучающей программой);

-   репродуктивные (пересказ учебного материала, выполнение упражнений по образцу, лабораторная работа по инструкции)

-   проблемно-поисковые (эвристическая беседа, поисковая лабораторная работа, учебная дискуссия, исследовательский центр);

-   творчески-воспроизводящие (сочинение, вариативные упражнения, анализ производственных ситуаций, деловые игры);

Появление и развитие активных методов обучения связано с тем, что перед образованием встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда, что в свою очередь обусловлено бурным развитием информации.

Особенности активных методов обучения состоят в следующем:

-   побуждение учащегося на активизацию мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом;

-   ориентация на самостоятельное добывание знаний учащимися;

-   самостоятельная творческая выработка решений;

-   развитие мышления, формирование практических умений и навыков;

-   повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых.

Активные методы обучения являются сегодня одним из способов формирования профессиональной мотивации учащихся колледжа. Следует отметить, что внутренняя мотивация и факторы, которые будут влиять на ее формирование, непосредственно зависят от умений и усилий преподавателя. Сегодня его задача осложняется тем, что приходится развить мотивацию бывшего школьника в интеллектуальной деятельности, а в некоторых случаях впервые ее формировать. Традиционный метод проведения занятий не вовлекает студентов в продуктивную исследовательскую деятельность, а способствует лишь репродуктивной работе. Так, при отборе методов обучения в целях формирования профессиональной мотивации у учащихся колледжа преподавателю следует придерживаться ряда правил.

 Нельзя резко разделить имеющиеся методы обучения на активные и неактивные. Используя разнообразные приемы активизации познавательной деятельности, преподаватель добивается повышения познавательной активности студентов.

При выборе методов обучения следует проанализировать содержание учебного материала и использовать активные методы там, где наиболее действенно могут проявиться творческое мышление студентов, их познавательные способности, жизненный опыт, умение адаптироваться в реальной деятельности.

Выбор методов обучения зависит от ряда условий: специфики содержания изучаемого материала, общих задач подготовки специалиста, времени, которым располагает преподаватель, особенности состава студентов, наличия средств обучения.

Самостоятельное разрешение обучающимися проблем должно иметь место на всех этапах процесса обучения, как при изучении нового, так и при выполнении практических заданий по изученным темам.

 

Литература.

1.      Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методич. Пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 207с.

2.      Выготский Л.С. Психология. – М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. – 1006с.

3.      Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 480с.

4.      Ковтунович М.Г. Стимулирование домашней экспериментально-иссследовательской деятельности учащихся по физике (на материале курса физики VIIVIII классов): Дис. … канд. пед. наук. – Челябинск: ЧГПУ, 1994. – 218с.

5.      Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Сов. Педагогика. – 1989. - № 11. – С. 10-17.

6.      Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 208с.

7.      Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Просвещение, 1977. – 240с.

8.      Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608с.

9.      Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в Сузах: Учеб.-метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1990. – 192с.

10.  Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 208с.

Категория: Мои статьи | Добавил: elis-a (17.11.2011)
Просмотров: 10417 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Календарь

» Колонка новостей
   
[19.04.2015]
Московский международный салон образования ММСО 2015 (0)
[13.09.2012]
Турслет СПК (0)

» Архив записей

» Поиск

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    сайт Абрамовой Е.И.

    сайт СПКМГППУ


    Copyright Abramova E.I.© 2017